русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Как Ивана-царевича в «яму» посадили. Рубин М.С., Рубина Н.В.

 

 

©Рубин М.С., Рубина Н.В., Санкт-Петербург, 2011
 
Как Ивана-царевича в «яму» посадили.
 
Изобретать – вымышлять, придумывать,
открывать что-либо новое, особенно
в науках, искусствах, ремеслах.
Изобретение - выдумка, открытие,
находка умственная.
Толковый словарь живого великорусского языка.
В.И. Даль
 
1. Школа для… «Иванушки дурочка».
А счастье было так близко… Восьмилетний Янушка на секунду отвлекся от своей любимой игрушки, как она оказалась в руках его четырехлетней сестры. Сестра тут же убежала с игрушкой в соседнюю комнату, схватилась с противоположной стороны за ручку двери и никак не хочет впускать своего старшего брата. Как же быть Янушке?
Трудности, к сожалению, встречаются у всех нас. Изобретательность, смекалка, «находка умственная» - этими качествами наделял народ своих любимых героев в сказках и легендах. Изобретательское мышление востребовано в самых разных жизненных ситуациях. Часто это необходимость преодолеть искусственно созданные барьеры: выполнить три невыполнимых задания царя, одолеть страшного таракана из «Тараканища», обойти расставленные чиновниками ловушки… Бывает и так, что преодолевать нужно самого себя: как льву из сказки «Волшебник Изумрудного города» или Незнайке из Солнечного города.
От умения решать изобретательские задачи не раз зависела судьба, выживание человечества – проблемы экологии, энергообеспечения, экономики, социальные конфликты, техногенные и природные катастрофы. Количество изобретательских задач, от решения которых зависит выживание человечества, растет лавинообразно.
Люди, наделенные изобретательскими способностями в любой области деятельности человека, всегда оставляют яркий след в истории: Томас Эдисон, Билл Гейтс, Стив Джобс. В сказках на двух обычных братьев приходится один «дурачок». В реальности это соотношение гораздо менее оптимистично. Хорошо, если в реальной жизни на десяток «плохишей» и банальных «делителей» родительского наследства приходится один «Иван-царевич» или Илья Муромец.
Добрые и злые герои нашей реальной жизни учатся в одних и тех же школах, по одним и тем же программам. Уже в самом раннем возрасте дети, сознательно или нет, выбирают свою жизненную стратегию: создавать или делить и отнимать. Для преодоления преград, для решения возникающих проблем каждый выбирает свой путь. Одни, как Змей Горыныч силой разрушают возникающие преграды. Другие, как Кощей Бессмертный, строят ловушки на пути тех, кто стремится к своей цели, и умеют подчинять себе нужных людей. Третий путь самый сложный – путь в Иваны-царевичи – он для тех, кто наделен изобретательским мышлением и готов бороться за свою мечту. Такие дети сразу обращают на себя внимание, каждый из них неповторим.
Как в современной школе чувствуют себя эти совсем разные герои? Кого растит наша школа: Змеев Горынычей или Иванов-царевичей?
 
2. Волшебная наука.
Чтобы вернуть свою игрушку у нашего Янушки есть понятная и ясная возможность: сил у него больше, дверь можно потянуть и сестре не удастся ее удержать. Победа обеспечена!? Но победа ли это? Для Кощея – да, конечно. А для Иванушки? Вряд ли он посчитает победой то, что обидело бы даже и расшалившуюся сестру. Можно ли и свою игрушку вернуть, и младшую сестру не обидеть?
Существует ли у современной школы возможность учить изобретательскому творчеству? Или это дар, которому невозможно учить, невозможно на него повлиять? Оказывается, и учить можно, и повлиять очень даже удается.
Удивительные воспоминания сохранили ученики старых, еще довоенных школ:
«Сначала был допрос. Когда я пришел на первый урок, он сказал, что занят, и предложил мне пока повозиться с книгами, а сам между делом начал расспрашивать. Диагностика была самая серьезная (о чем я тогда не подозревал). Он узнал, что меня интересует, и увидел слабое место - историю. Так и было, историю я любил с детсадовских лет. Более того, он сначала объяснил логику исторического развития; линия логическая была такая: история, история Востока, история восточной литературы, история азербайджанского языка, - это вступление, логика появления предмета. Мне стало интереснее... А Учитель начал копать дальше. Опытный преподаватель, умный человек, он быстро нащупал основную опору: я хотел стать моряком. Ради этого я готов был выучить и китайский язык. Учитель сказал, что моряк должен знать двенадцать языков. Я обалдел, почему двенадцать? И он начал перечислять. Я уже не помню, какие языки он перечислял, но получилось у него двенадцать»[1].
Еще одно воспоминание об учителях тех лет:
«У нас преподаватели были яркие. Прекрасная преподавательница физики - Светлана Михайловна. Многие уроки запомнились. Как-то она пришла и сказала, что будем изучать, как движется электрический ток по проводникам, от чего зависит сопротивление. Спросила: "Как вы думаете, от чего зависит сопротивление?" Она сравнила электрический ток с движением людей на улице. Мы вывели так закон Ома. Сейчас это называется проблемным обучением. Это и было проблемным обучением в самом талантливом исполнении. У Светланы Михайловны был богатый набор таких приемов и методов».
Имя ученика, который многие годы сохранил воспоминания о своих Учителях сейчас известно на всех континентах Земли: Альтшуллер Генрих Саулович, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Не подготовка к единым экзаменам, а удивительная способность Учителей найти у молодого человека мотивацию к саморазвитию, поиску нового сформировало в Г.С. Альтшуллере сильную, творческую личность. Свое первое изобретение он сделал еще школьником, участь в Бакинском дворце пионеров: «В те годы, совсем еще мальчишкой, Г.С. Альтшуллер сконструировал катер с химическим двигателем. Он занимался в двух кружках: в военно-морском и химическом. И в обоих нужно было в конце года сделать выпускную работу. В результате объединения работ появился катер с химическим двигателем. Идея двигателя была проста: если налить в карбид воды, начнется бурная реакция с выделением газа. Если газ поджечь, получится реактивный двигатель. Свою идею он реализовал: построил катер, который мог выдержать человека. И вот испытания. Залили воду в двигатель, несколько секунд ничего не происходило, вдруг резкий толчок выбросил испытателя за борт, как оказалось, к счастью, потому что еще через несколько секунд катер пролетел весь пруд, выскочил на берег и взорвался…
Еще он хотел построить Наутилус или просто какой-то аппарат, позволяющий плавать под водой. Акваланг тогда еще не был изобретен, да и откуда взять компрессор для сжатия воздуха? Подошел бы и жидкий воздух, но, конечно, холодильной машины у мальчишки тоже быть не могло. А нельзя ли получить жидкий воздух без ожижения? Теоретически невозможно... И все-таки ему удалось обойти запрет. Он решил использовать жидкость, в которой много кислорода, — перекись водорода Н2О2. Для выделения кислорода ее достаточно подогреть. И достать перекись водорода оказалось несложно — в аптеках продается. Аппарат был построен. Так еще в школе Г.С. Альтшуллерполучил авторское свидетельство на свое первое изобретение».
Всю свою жизнь Генрих Саулович Альтшуллер посвятил созданию теории изобретательства. Его жизнь и работа – яркий пример настоящей Творческой Личности, человека, который в самых сложных жизненных обстоятельствах находил красивые, неординарные решения, ставил перед собой очень сложные и очень достойные цели, наполнил жизнь очень многих людей настоящей творческой деятельностью. Теория Г.С. Альтшуллера, ТРИЗ – наука о том, как научить каждого решать сложные изобретательские задачи, как преодолевать непреодолимые преграды и разрешать неразрешимые противоречия.
Сегодня методы ТРИЗ используются для преподавания во многих школах и ВУЗах в России, США, Японии, Южной Кореи, Китая, Израиля, Латвии, Эстонии, Германии, Франции, и многих других странах мира.[2]
ТРИЗ широко применяется для переподготовки высококвалифицированных кадров компаний–лидеров инновационной экономики. Интерес к ТРИЗ за рубежом объясняется успехами специалистов, использующих эту технологию при разработке новых технологий и анализе действующих производственных процессов. ТРИЗ-технологии активно применяются в таких известных компаниях как LG, SAMSUNG, SIEMENS, Дженерал Электрик, Intel, Procter&Gamble и многие другие. Технические решения, найденные с помощью ТРИЗ, позволяют компаниям получать миллионы долларов и евро, сохранять лидерство в острой конкуренции.
Обычно люди инстинктивно избегают противоречий, не терпят их в своем сознании: «Либо вернуть игрушку, либо не обижать сестру – либо-либо. Третьего не дано». И редко кто это третье вообще ищет. Даже вопрос такой не задается. В теории решении изобретательских задач (ТРИЗ) все наоборот: противоречия ищут, анализируют и решают так, чтобы и игрушку вернуть, и сестру не обидеть, и в речку Иванушка вошел, и вышел из нее сухой.
Творческих личностей формируют Учителя с большой буквы. Своим примером, своим умением мобилизовать мотивы, своим профессионализмом и целеустремленностью. И знаниями тоже, конечно, но далеко не в самую первую очередь.
Научить решать изобретательские задачи тоже можно – это доказала практика применения ТРИЗ и при обучении, и в практике решения изобретательских задач. Можно ли обучение ТРИЗ ввести в практику нашей современной школы? Удается ли в школе сделать что-то для формирования созидателей, способных к изобретательству в широком смысле этого слова?
 
3. Как учат на волшебника.
Хотим мы того или нет, но дети учатся тому, чему их учит окружение. Можно, например, накричать и на нашего Янушку, а заодно и на его сестру: прекратите бегать тут и шуметь! И без вас проблем хватает! Можно и иначе. Например, так: «Янушка ты уже сформулировал противоречие, которое тебе нужно решить? Хорошо, все верно. А теперь сформулируй еще и идеальный конечный результат: сестра САМА, без усилий с твоей стороны открывает тебе дверь. Теперь понятно, что нужно сделать?
Педагогическая наука сегодня не может пожаловаться на недостаток новых направлений и подходов к обучению творчеству. Для нас стали привычными уроки по системе Монтессори, педагогические мастерские, развивающее обучение по системе Давыдова-Эльконина, по системе Занкова, Вальдорфская педагогика, педагогика сотрудничества, проблемные обучение, деловые игры, появились даже авторские школы, обучение в которых основной целью ставит развитие творческих способностей. У каждого из этих направлений свои достоинства и недостатки. Выбор той или иной технологии зависит от многих разных факторов.
Есть существенное отличие, которое выделяет ТРИЗ среди разнообразных подходов к обучению творчеству. Методы ТРИЗ эффективно применяются для развития изобретательского мышления на всех этапах формирования творческой личности от дошкольного возраста до специалистов самых разных областей, деятельность которых связана с решением нестандартных, изобретательских задач.
Программы обучающих семинаров, публикации о преподавании ТРИЗ, книги для школьников, написанные Г.С. Альтшуллером сегодня являются основой для формирования системы ТРИЗ-образования.
Теоретической основой этой системы является обучение творчеству, как выявлению, анализу и преодолению противоречий для развития и создания новых систем. Принципиальным отличием системы ТРИЗ-образования должно стать формирование управляемого воображения, системного, изобретательского стиля мышления, формирование исследовательских навыков, развитие качеств творческой личности.
Однако система ТРИЗ-образования не может заменить базовое образование. Формирование основных компетенций современного человека не может ограничиваться творческими способностями или креативностью. Система ТРИЗ-образования должна стать динамичной частью образования современного человека, направленной на формирование творческого мышления.
Какие же именно качества мышления необходимы, чтобы научиться «вымышлять, придумывать, открывать что-либо новое», как рождается «находка умственная»? Как выбрать дорогу, которая приведет Иванушку в Царевичи?
 «Творчество – сложный процесс, закономерности которого многообразны и трудноуловимы. Но специфика изобретательского творчества в известной степени упрощает задачу исследователя. Результаты творчества в искусстве зависят не только от объективной реальности, которую отражает произведение искусства, но и от мировоззрения автора, его эстетических идеалов и от многих даже случайных причин. Изобретательское же творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам» (Г. С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро «О психологии изобретательского творчества, журнал «Вопросы психологии», 1956 г.).
Изученные в ТРИЗ механизмы изобретательского творчества (в частности алгоритм решения изобретательских задач) позволяют выделить качества мышления, необходимые для решения творческих задач. Понятия, введенные в рамках ТЭММ – Теории Эволюции Материи и Моделей – (системный онтогенез и филогенез, многоаспектность систем, функционально-целевые системы, ткань системы и др.), помогают определить уровни развития этих качеств в онтогенезе. Обобщение опыта методов диагностики творческих способностей позволяет создать методику для измерения уровня развития изобретательского мышления. На основе ТРИЗ и ТЭММ создана система качеств творческого мышления (СКТМ).
Г.С. Альтшуллер выделял три стадии в решении изобретательских задач: АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, ОЦЕНКА.
На стадии анализа происходит выделение элементов и структуры системы, выявление взаимосвязей и взаимодействий в системе, выделение имеющихся противоречий, построение идеальной модели системы. Стадия синтеза – это преобразование исходной системы в соответствии с необходимыми требованиями, поиск аналогов, применение приемов преобразования систем. На стадии оценки полученные решения проходят проверку на возможные отрицательные последствия и возможность их широкого применения.
Методика диагностики развития изобретательского мышления применяется больше 10 лет для оценки уровня развития изобретательского мышления у людей от 6 до 60 лет. Нами проведено более 800 диагностических работ. Уровень развития изобретательского мышления исследовался у дошкольников, школьников всех возрастов, студентов разных специальностей, преподавателей, инженеров, программистов, менеджеров IT компаний, менеджеров крупных производств, маркетологов, психологов, предпринимателей и т.д.
Дети пришли в первый класс. Необходимо быстро сориентироваться какие именно «волшебные средства» нужны каждому из них, чтобы путь к творчеству был успешным. Мир сказки для первоклассников привычен и знаком. Попробуем с помощью сказочного персонажа посмотреть на детей, как на изобретателей, исследовать их способности.
Задание для вводной диагностики кажется детской игрой.
«В каждой сказке есть персонаж, на который мы редко обращаем внимание – это облако. В сказке живет сказочное облако. Оно может быть:
маленьким, как пушистый белый котенок, и большим, как бескрайняя снежная пустыня;
черным, как едкий дым, и белым, как снежные хлопья;
мягким, как пуховая перина, и твердым, как ледяная горка;
шумным, как могучий океан, и тихим, как лесной ручеек;
теплым, как солнечные лучи, и холодным, как брызги фонтана.
Нарисуйте сказочное облако так, чтобы на ваших рисунках оно было и маленьким, и большим; и черным и белым; и мягким, и твердым; и шумным, и тихим; и теплым, и холодным».
Сравните детские рисунки.
Мы можем сделать выводы о развитии следующих качеств мышления детей: компонентный анализ, переход в надсистему, выделение взаимосвязей и взаимодействий, чувствительность к противоречиям, использование ресурсов, гибкость, чувствительность к разрешению противоречий.
Такой же тест проходят и взрослые. Текст задания для них лишь немного изменен. Вот одна из работ менеджера крупной компании:
«Персонаж состоит из нескольких (множества) маленьких (круглых) шариков, частей тела, разделенных, но двигающихся более менее синхронно и в одном направлении. Тело постоянно переливается цветом: от едко черного до белоснежно белого. Причем, некоторые части тела (шарики) целиком закрашиваются, некоторые градиентны.  Внутри каждая часть тела горит внутренним огнем/пламенем, а снаружи покрыты инеем.
При движении«шарики» тела стучат по поверхности, в то же время растекаясь вокруг рельефов. На эти шарики можно садиться и они прогибаются».
Методика диагностики развития изобретательского мышления позволяет определять исходный уровень изобретательского мышления, корректировать программы обучения, направлять индивидуальное развитие творческого человека, выявлять особенности мышления отдельных людей и помогать формировать творческие группы для работы над конкретным проектом.
Сейчас уже нельзя утверждать, что творческая личность – это исключительно дар божий, не поддающийся формированию. Мы можем с уверенностью сказать: есть надежный способ учить на «Ивана-царевича», есть опыт обучения, программы, учебные пособия, преподаватели. Востребована ли эта система в современной школе? Создают ли условия для формирования Иванушек-царевичей в наших школах?
 
4. «Лебедь, рак и щука» системы образования.
Восьмилетний Янушка нашел изобретательское решение проблемы очень быстро. Он придвинул к двери стоящий рядом стул и крикнул сестре: я тебя запер. Через миг дверь распахнулась, сестра выскочила из комнаты и, поняв комичность ситуации, они оба расхохотались.
Современные представители государственной системы образования в России в последние годы пропагандируют подход к образованию как к предоставлению образовательных услуг. Мы понимаем, что такой подход не безупречен. Можно ли, например, взаимоотношения родителей и детей свести к предоставлению родительских услуг детям? Или можно ли защиту Родины свести только к предоставлению услуг по защите страны? Во все времена наемники не могли заменить свободных граждан, защищающих свой дом, своих родных и близких. Однако не будем сейчас углубляться в этот довольно сложный вопрос. Попытаемся ответить на более простой: если система образования строится на основе идеологии предоставления образовательных услуг, то кто же является заказчиком этих самых услуг? К каким целям ведут эти заказчики систему образования?
Мы занимаемся обучением изобретательскому творчеству на основе ТРИЗ более 20 лет. У нас была возможность проследить динамику интереса к развитию изобретательского мышления у людей самых разных возрастных категорий: от дошкольников и студентов до специалистов крупных инновационных компаний. По нашим наблюдениям на трех разных этапах развития личности можно выделить разных заказчиков образовательных услуг: родители, государство, предприятия и сам человек.
На первом этапе от рождения ребенка и примерно до 7-8 лет таким заказчиком выступают родители. Мы видим большой интерес родителей к качественному, творческому образованию. На этом этапе востребованы творческие методы обучения, в том числе и ТРИЗ, творческие педагоги и качественные программы.
Второй этап: школа – начальная, средняя, высшая. Заказчиком на этом этапе выступает государство, министерство образования и другие министерства. Приоритеты в этом случае уже совсем другие. Во всяком случае, изобретательское творчество на этом этапе далеко не на первом месте, мягко говоря. Мы не будем сейчас обсуждать, является ли на этом этапе главным подготовка мальчиков к армии, возможность управлять гражданами со стороны государства, воспитание потребителей для развития экономического рынка или просто подготовка к ЕГЭ. Дело не в этом. Дело в том, что о развитии изобретательского творчества на этом этапе речь точно не идет.
Третий этап: время, как правило, уже после получения основного образования (примерно с 21 года), когда человек или предприятие на котором он работает, сами становятся заказчиками образования специалистов. На этом этапе мы вновь видим подъем интереса к качественному обучению, в том числе, изобретательскому творчеству.
В реальности границы между этапами размыты. В начале второго этапа некоторое время еще остается интерес к изобретательскому творчеству, который, впрочем, быстро спадает. К концу второго этапа (примерно 3-4 курс университета) интерес к изобретательскому творчеству частично восстанавливается: люди начинают задумываться над своей реальной профессиональной деятельностью. 
На приведенной диаграмме изображена динамика изменения интереса обучающихся к изобретательскому творчеству. На ней выделены зоны трех этапов доминирующего заказчика образовательных услуг: родители, государство и предприятия, учреждения, личность. Из диаграммы видно, что 1-й и 3-й этапы разделены провальной ямой интереса к изобретательству. Восстанавливается этот интерес не полностью и далеко не для всех. Самое опасное в этой ситуации то, что «яма» приходится на период максимальной физиологической готовности человека к творческой деятельности. В психологии творчества хорошо известна кривая Т.А.Рибо, в соответствии с которой пик развития воображения приходится у детей на 15 лет. Получается, что именно на этот возраст естественной готовности человека к обучению творчеству наша система образования оказывает максимальное отрицательное давление, направленное на подавление интереса к изобретательскому творчеству. Это все равно, что в 1-3 года лишить ребенка общения с человеком: он просто не научится говорить. Соответственно, ребенок, отлученный от изобретательского творчества в 9-16 лет, не только не сформирует свой навык к изобретательству, но и будет активно противодействовать этой деятельности в будущем и у себя, и у других.
В народных сказках действуют не только положительные, смекалистые и находчивые персонажи. Из трех братьев только младший умеет решать изобретательские задачи. Очень большая часть людей не нуждаются в творчестве, в изобретательском мышлении всю свою жизнь. Задачи, которые сегодня приходится решать человечеству значительно сложнее сказочных заданий жадного царя. Стать настоящей творческой личностью человек по-прежнему может только вопреки системе образования.
Хорошо отремонтированная, прекрасно оснащенная современная школа продолжает оставаться преградой на пути формирования Ивана-царевича.
 
5. Сказка только начинается.
Как же в современной школе чувствуют себя будущие Змеи Горынычи и Иваны-царевичи? С сожалением можно констатировать, что ямы на пути образования подготовлены, в первую очередь, для людей с творческим потенциалом.
Судить приходится не по словам, а по делам. Призывы к инновационной промышленности, инновационному пути развития звучат на фоне катастрофических противоречий в системе образования. Сначала, уже в школе ребят нацеливают на формальный, а часто и просто жульнический ЕГЭ, а потом к концу обучения в университете вдруг спрашивают: а какие инновационные проекты у Вас есть для финансирования? Например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере регулярно по всей стране проводит конкурсы по отбору инновационных проектов студентов и аспирантов (известная многим программа У.М.Н.И.К.). Первое и главное требование к проектам: новизна и актуальность идеи проекта. Откуда же взять таким проектам, если тех, кто их должен придумывать вначале сажают в «ямы бестворчества», а потом вдруг требуют гениальные идеи. Это все равно, что не поливать цветок и закрывать его от солнца, а потом сокрушаться, что он чахнет и не расцветает.
В. Я. Пропп соотносил образ Ивана-царевича с древнейшими мифологическими персонажами, которые ежегодно умирают и воскресают вновь, начиная новую жизнь (Осирисом, Ярилой). Может быть, и в этот раз Ивану-царевичу предстоит пережить полосу процветания ЕГЭ-подхода и вновь возродиться: прекрасным, сказочным, гениальным героем. Во всяком случае «палочка» с исполнениями желаний для такого случая уже приготовлена: ТРИЗ и поможет, и обучит, и поддержит. Были бы желания, были бы Иванушки-царевичи.
 
25 октября 2011 г.
  на главную | наверх