Как Ивана-царевича в «яму» посадили. Рубин М.С., Рубина Н.В.
©Рубин М.С., Рубина Н.В., Санкт-Петербург, 2011
Как Ивана-царевича в «яму» посадили.
Изобретать – вымышлять, придумывать,
открывать что-либо новое, особенно
в науках, искусствах, ремеслах.
Изобретение - выдумка, открытие,
находка умственная.
Толковый словарь живого великорусского языка.
В.И. Даль
1. Школа для… «Иванушки дурочка».
А счастье было так близко… Восьмилетний Янушка на секунду отвлекся от своей любимой игрушки, как она оказалась в руках его четырехлетней сестры. Сестра тут же убежала с игрушкой в соседнюю комнату, схватилась с противоположной стороны за ручку двери и никак не хочет впускать своего старшего брата. Как же быть Янушке?
Трудности, к сожалению, встречаются у всех нас. Изобретательность, смекалка, «находка умственная» - этими качествами наделял народ своих любимых героев в сказках и легендах. Изобретательское мышление востребовано в самых разных жизненных ситуациях. Часто это необходимость преодолеть искусственно созданные барьеры: выполнить три невыполнимых задания царя, одолеть страшного таракана из «Тараканища», обойти расставленные чиновниками ловушки… Бывает и так, что преодолевать нужно самого себя: как льву из сказки «Волшебник Изумрудного города» или Незнайке из Солнечного города.
От умения решать изобретательские задачи не раз зависела судьба, выживание человечества – проблемы экологии, энергообеспечения, экономики, социальные конфликты, техногенные и природные катастрофы. Количество изобретательских задач, от решения которых зависит выживание человечества, растет лавинообразно.
Люди, наделенные изобретательскими способностями в любой области деятельности человека, всегда оставляют яркий след в истории: Томас Эдисон, Билл Гейтс, Стив Джобс. В сказках на двух обычных братьев приходится один «дурачок». В реальности это соотношение гораздо менее оптимистично. Хорошо, если в реальной жизни на десяток «плохишей» и банальных «делителей» родительского наследства приходится один «Иван-царевич» или Илья Муромец.
Добрые и злые герои нашей реальной жизни учатся в одних и тех же школах, по одним и тем же программам. Уже в самом раннем возрасте дети, сознательно или нет, выбирают свою жизненную стратегию: создавать или делить и отнимать. Для преодоления преград, для решения возникающих проблем каждый выбирает свой путь. Одни, как Змей Горыныч силой разрушают возникающие преграды. Другие, как Кощей Бессмертный, строят ловушки на пути тех, кто стремится к своей цели, и умеют подчинять себе нужных людей. Третий путь самый сложный – путь в Иваны-царевичи – он для тех, кто наделен изобретательским мышлением и готов бороться за свою мечту. Такие дети сразу обращают на себя внимание, каждый из них неповторим.
Как в современной школе чувствуют себя эти совсем разные герои? Кого растит наша школа: Змеев Горынычей или Иванов-царевичей?
2. Волшебная наука.
Чтобы вернуть свою игрушку у нашего Янушки есть понятная и ясная возможность: сил у него больше, дверь можно потянуть и сестре не удастся ее удержать. Победа обеспечена!? Но победа ли это? Для Кощея – да, конечно. А для Иванушки? Вряд ли он посчитает победой то, что обидело бы даже и расшалившуюся сестру. Можно ли и свою игрушку вернуть, и младшую сестру не обидеть?
Существует ли у современной школы возможность учить изобретательскому творчеству? Или это дар, которому невозможно учить, невозможно на него повлиять? Оказывается, и учить можно, и повлиять очень даже удается.
Удивительные воспоминания сохранили ученики старых, еще довоенных школ:
«Сначала был допрос. Когда я пришел на первый урок, он сказал, что занят, и предложил мне пока повозиться с книгами, а сам между делом начал расспрашивать. Диагностика была самая серьезная (о чем я тогда не подозревал). Он узнал, что меня интересует, и увидел слабое место - историю. Так и было, историю я любил с детсадовских лет. Более того, он сначала объяснил логику исторического развития; линия логическая была такая: история, история Востока, история восточной литературы, история азербайджанского языка, - это вступление, логика появления предмета. Мне стало интереснее... А Учитель начал копать дальше. Опытный преподаватель, умный человек, он быстро нащупал основную опору: я хотел стать моряком. Ради этого я готов был выучить и китайский язык. Учитель сказал, что моряк должен знать двенадцать языков. Я обалдел, почему двенадцать? И он начал перечислять. Я уже не помню, какие языки он перечислял, но получилось у него двенадцать»[1].
Еще одно воспоминание об учителях тех лет:
«У нас преподаватели были яркие. Прекрасная преподавательница физики - Светлана Михайловна. Многие уроки запомнились. Как-то она пришла и сказала, что будем изучать, как движется электрический ток по проводникам, от чего зависит сопротивление. Спросила: "Как вы думаете, от чего зависит сопротивление?" Она сравнила электрический ток с движением людей на улице. Мы вывели так закон Ома. Сейчас это называется проблемным обучением. Это и было проблемным обучением в самом талантливом исполнении. У Светланы Михайловны был богатый набор таких приемов и методов».
Имя ученика, который многие годы сохранил воспоминания о своих Учителях сейчас известно на всех континентах Земли: Альтшуллер Генрих Саулович, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Не подготовка к единым экзаменам, а удивительная способность Учителей найти у молодого человека мотивацию к саморазвитию, поиску нового сформировало в Г.С. Альтшуллере сильную, творческую личность. Свое первое изобретение он сделал еще школьником, участь в Бакинском дворце пионеров: «В те годы, совсем еще мальчишкой, Г.С. Альтшуллер сконструировал катер с химическим двигателем. Он занимался в двух кружках: в военно-морском и химическом. И в обоих нужно было в конце года сделать выпускную работу. В результате объединения работ появился катер с химическим двигателем. Идея двигателя была проста: если налить в карбид воды, начнется бурная реакция с выделением газа. Если газ поджечь, получится реактивный двигатель. Свою идею он реализовал: построил катер, который мог выдержать человека. И вот испытания. Залили воду в двигатель, несколько секунд ничего не происходило, вдруг резкий толчок выбросил испытателя за борт, как оказалось, к счастью, потому что еще через несколько секунд катер пролетел весь пруд, выскочил на берег и взорвался…
Еще он хотел построить Наутилус или просто какой-то аппарат, позволяющий плавать под водой. Акваланг тогда еще не был изобретен, да и откуда взять компрессор для сжатия воздуха? Подошел бы и жидкий воздух, но, конечно, холодильной машины у мальчишки тоже быть не могло. А нельзя ли получить жидкий воздух без ожижения? Теоретически невозможно... И все-таки ему удалось обойти запрет. Он решил использовать жидкость, в которой много кислорода, — перекись водорода Н2О2. Для выделения кислорода ее достаточно подогреть. И достать перекись водорода оказалось несложно — в аптеках продается. Аппарат был построен. Так еще в школе Г.С. Альтшуллерполучил авторское свидетельство на свое первое изобретение».
Всю свою жизнь Генрих Саулович Альтшуллер посвятил созданию теории изобретательства. Его жизнь и работа – яркий пример настоящей Творческой Личности, человека, который в самых сложных жизненных обстоятельствах находил красивые, неординарные решения, ставил перед собой очень сложные и очень достойные цели, наполнил жизнь очень многих людей настоящей творческой деятельностью. Теория Г.С. Альтшуллера, ТРИЗ – наука о том, как научить каждого решать сложные изобретательские задачи, как преодолевать непреодолимые преграды и разрешать неразрешимые противоречия.
Сегодня методы ТРИЗ используются для преподавания во многих школах и ВУЗах в России, США, Японии, Южной Кореи, Китая, Израиля, Латвии, Эстонии, Германии, Франции, и многих других странах мира.[2]
ТРИЗ широко применяется для переподготовки высококвалифицированных кадров компаний–лидеров инновационной экономики. Интерес к ТРИЗ за рубежом объясняется успехами специалистов, использующих эту технологию при разработке новых технологий и анализе действующих производственных процессов. ТРИЗ-технологии активно применяются в таких известных компаниях как LG, SAMSUNG, SIEMENS, Дженерал Электрик, Intel, Procter&Gamble и многие другие. Технические решения, найденные с помощью ТРИЗ, позволяют компаниям получать миллионы долларов и евро, сохранять лидерство в острой конкуренции.
Обычно люди инстинктивно избегают противоречий, не терпят их в своем сознании: «Либо вернуть игрушку, либо не обижать сестру – либо-либо. Третьего не дано». И редко кто это третье вообще ищет. Даже вопрос такой не задается. В теории решении изобретательских задач (ТРИЗ) все наоборот: противоречия ищут, анализируют и решают так, чтобы и игрушку вернуть, и сестру не обидеть, и в речку Иванушка вошел, и вышел из нее сухой.
Творческих личностей формируют Учителя с большой буквы. Своим примером, своим умением мобилизовать мотивы, своим профессионализмом и целеустремленностью. И знаниями тоже, конечно, но далеко не в самую первую очередь.
Научить решать изобретательские задачи тоже можно – это доказала практика применения ТРИЗ и при обучении, и в практике решения изобретательских задач. Можно ли обучение ТРИЗ ввести в практику нашей современной школы? Удается ли в школе сделать что-то для формирования созидателей, способных к изобретательству в широком смысле этого слова?
3. Как учат на волшебника.
Хотим мы того или нет, но дети учатся тому, чему их учит окружение. Можно, например, накричать и на нашего Янушку, а заодно и на его сестру: прекратите бегать тут и шуметь! И без вас проблем хватает! Можно и иначе. Например, так: «Янушка ты уже сформулировал противоречие, которое тебе нужно решить? Хорошо, все верно. А теперь сформулируй еще и идеальный конечный результат: сестра САМА, без усилий с твоей стороны открывает тебе дверь. Теперь понятно, что нужно сделать?
Педагогическая наука сегодня не может пожаловаться на недостаток новых направлений и подходов к обучению творчеству. Для нас стали привычными уроки по системе Монтессори, педагогические мастерские, развивающее обучение по системе Давыдова-Эльконина, по системе Занкова, Вальдорфская педагогика, педагогика сотрудничества, проблемные обучение, деловые игры, появились даже авторские школы, обучение в которых основной целью ставит развитие творческих способностей. У каждого из этих направлений свои достоинства и недостатки. Выбор той или иной технологии зависит от многих разных факторов.
Есть существенное отличие, которое выделяет ТРИЗ среди разнообразных подходов к обучению творчеству. Методы ТРИЗ эффективно применяются для развития изобретательского мышления на всех этапах формирования творческой личности от дошкольного возраста до специалистов самых разных областей, деятельность которых связана с решением нестандартных, изобретательских задач.
Программы обучающих семинаров, публикации о преподавании ТРИЗ, книги для школьников, написанные Г.С. Альтшуллером сегодня являются основой для формирования системы ТРИЗ-образования.
Теоретической основой этой системы является обучение творчеству, как выявлению, анализу и преодолению противоречий для развития и создания новых систем. Принципиальным отличием системы ТРИЗ-образования должно стать формирование управляемого воображения, системного, изобретательского стиля мышления, формирование исследовательских навыков, развитие качеств творческой личности.
Однако система ТРИЗ-образования не может заменить базовое образование. Формирование основных компетенций современного человека не может ограничиваться творческими способностями или креативностью. Система ТРИЗ-образования должна стать динамичной частью образования современного человека, направленной на формирование творческого мышления.
Какие же именно качества мышления необходимы, чтобы научиться «вымышлять, придумывать, открывать что-либо новое», как рождается «находка умственная»? Как выбрать дорогу, которая приведет Иванушку в Царевичи?
«Творчество – сложный процесс, закономерности которого многообразны и трудноуловимы. Но специфика изобретательского творчества в известной степени упрощает задачу исследователя. Результаты творчества в искусстве зависят не только от объективной реальности, которую отражает произведение искусства, но и от мировоззрения автора, его эстетических идеалов и от многих даже случайных причин. Изобретательское же творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам» (Г. С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро «О психологии изобретательского творчества, журнал «Вопросы психологии», 1956 г.).
Изученные в ТРИЗ механизмы изобретательского творчества (в частности алгоритм решения изобретательских задач) позволяют выделить качества мышления, необходимые для решения творческих задач. Понятия, введенные в рамках ТЭММ – Теории Эволюции Материи и Моделей – (системный онтогенез и филогенез, многоаспектность систем, функционально-целевые системы, ткань системы и др.), помогают определить уровни развития этих качеств в онтогенезе. Обобщение опыта методов диагностики творческих способностей позволяет создать методику для измерения уровня развития изобретательского мышления. На основе ТРИЗ и ТЭММ создана система качеств творческого мышления (СКТМ).
Г.С. Альтшуллер выделял три стадии в решении изобретательских задач: АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, ОЦЕНКА.
На стадии анализа происходит выделение элементов и структуры системы, выявление взаимосвязей и взаимодействий в системе, выделение имеющихся противоречий, построение идеальной модели системы. Стадия синтеза – это преобразование исходной системы в соответствии с необходимыми требованиями, поиск аналогов, применение приемов преобразования систем. На стадии оценки полученные решения проходят проверку на возможные отрицательные последствия и возможность их широкого применения.
Методика диагностики развития изобретательского мышления применяется больше 10 лет для оценки уровня развития изобретательского мышления у людей от 6 до 60 лет. Нами проведено более 800 диагностических работ. Уровень развития изобретательского мышления исследовался у дошкольников, школьников всех возрастов, студентов разных специальностей, преподавателей, инженеров, программистов, менеджеров IT компаний, менеджеров крупных производств, маркетологов, психологов, предпринимателей и т.д.
Дети пришли в первый класс. Необходимо быстро сориентироваться какие именно «волшебные средства» нужны каждому из них, чтобы путь к творчеству был успешным. Мир сказки для первоклассников привычен и знаком. Попробуем с помощью сказочного персонажа посмотреть на детей, как на изобретателей, исследовать их способности.
Задание для вводной диагностики кажется детской игрой.
«В каждой сказке есть персонаж, на который мы редко обращаем внимание – это облако. В сказке живет сказочное облако. Оно может быть:
маленьким, как пушистый белый котенок, и большим, как бескрайняя снежная пустыня;
черным, как едкий дым, и белым, как снежные хлопья;
мягким, как пуховая перина, и твердым, как ледяная горка;
шумным, как могучий океан, и тихим, как лесной ручеек;
теплым, как солнечные лучи, и холодным, как брызги фонтана.
Нарисуйте сказочное облако так, чтобы на ваших рисунках оно было и маленьким, и большим; и черным и белым; и мягким, и твердым; и шумным, и тихим; и теплым, и холодным».
Сравните детские рисунки.

Мы можем сделать выводы о развитии следующих качеств мышления детей: компонентный анализ, переход в надсистему, выделение взаимосвязей и взаимодействий, чувствительность к противоречиям, использование ресурсов, гибкость, чувствительность к разрешению противоречий.
Такой же тест проходят и взрослые. Текст задания для них лишь немного изменен. Вот одна из работ менеджера крупной компании:
«Персонаж состоит из нескольких (множества) маленьких (круглых) шариков, частей тела, разделенных, но двигающихся более менее синхронно и в одном направлении. Тело постоянно переливается цветом: от едко черного до белоснежно белого. Причем, некоторые части тела (шарики) целиком закрашиваются, некоторые градиентны. Внутри каждая часть тела горит внутренним огнем/пламенем, а снаружи покрыты инеем.
При движении«шарики» тела стучат по поверхности, в то же время растекаясь вокруг рельефов. На эти шарики можно садиться и они прогибаются».
Методика диагностики развития изобретательского мышления позволяет определять исходный уровень изобретательского мышления, корректировать программы обучения, направлять индивидуальное развитие творческого человека, выявлять особенности мышления отдельных людей и помогать формировать творческие группы для работы над конкретным проектом.
Сейчас уже нельзя утверждать, что творческая личность – это исключительно дар божий, не поддающийся формированию. Мы можем с уверенностью сказать: есть надежный способ учить на «Ивана-царевича», есть опыт обучения, программы, учебные пособия, преподаватели. Востребована ли эта система в современной школе? Создают ли условия для формирования Иванушек-царевичей в наших школах?
4. «Лебедь, рак и щука» системы образования.
Восьмилетний Янушка нашел изобретательское решение проблемы очень быстро. Он придвинул к двери стоящий рядом стул и крикнул сестре: я тебя запер. Через миг дверь распахнулась, сестра выскочила из комнаты и, поняв комичность ситуации, они оба расхохотались.
Современные представители государственной системы образования в России в последние годы пропагандируют подход к образованию как к предоставлению образовательных услуг. Мы понимаем, что такой подход не безупречен. Можно ли, например, взаимоотношения родителей и детей свести к предоставлению родительских услуг детям? Или можно ли защиту Родины свести только к предоставлению услуг по защите страны? Во все времена наемники не могли заменить свободных граждан, защищающих свой дом, своих родных и близких. Однако не будем сейчас углубляться в этот довольно сложный вопрос. Попытаемся ответить на более простой: если система образования строится на основе идеологии предоставления образовательных услуг, то кто же является заказчиком этих самых услуг? К каким целям ведут эти заказчики систему образования?
Мы занимаемся обучением изобретательскому творчеству на основе ТРИЗ более 20 лет. У нас была возможность проследить динамику интереса к развитию изобретательского мышления у людей самых разных возрастных категорий: от дошкольников и студентов до специалистов крупных инновационных компаний. По нашим наблюдениям на трех разных этапах развития личности можно выделить разных заказчиков образовательных услуг: родители, государство, предприятия и сам человек.
На первом этапе от рождения ребенка и примерно до 7-8 лет таким заказчиком выступают родители. Мы видим большой интерес родителей к качественному, творческому образованию. На этом этапе востребованы творческие методы обучения, в том числе и ТРИЗ, творческие педагоги и качественные программы.

Третий этап: время, как правило, уже после получения основного образования (примерно с 21 года), когда человек или предприятие на котором он работает, сами становятся заказчиками образования специалистов. На этом этапе мы вновь видим подъем интереса к качественному обучению, в том числе, изобретательскому творчеству.
В реальности границы между этапами размыты. В начале второго этапа некоторое время еще остается интерес к изобретательскому творчеству, который, впрочем, быстро спадает. К концу второго этапа (примерно 3-4 курс университета) интерес к изобретательскому творчеству частично восстанавливается: люди начинают задумываться над своей реальной профессиональной деятельностью.
На приведенной диаграмме изображена динамика изменения интереса обучающихся к изобретательскому творчеству. На ней выделены зоны трех этапов доминирующего заказчика образовательных услуг: родители, государство и предприятия, учреждения, личность. Из диаграммы видно, что 1-й и 3-й этапы разделены провальной ямой интереса к изобретательству. Восстанавливается этот интерес не полностью и далеко не для всех. Самое опасное в этой ситуации то, что «яма» приходится на период максимальной
физиологической готовности человека к творческой деятельности. В психологии творчества хорошо известна кривая Т.А.Рибо, в соответствии с которой пик развития воображения приходится у детей на 15 лет. Получается, что именно на этот возраст естественной готовности человека к обучению творчеству наша система образования оказывает максимальное отрицательное давление, направленное на подавление интереса к изобретательскому творчеству. Это все равно, что в 1-3 года лишить ребенка общения с человеком: он просто не научится говорить. Соответственно, ребенок, отлученный от изобретательского творчества в 9-16 лет, не только не сформирует свой навык к изобретательству, но и будет активно противодействовать этой деятельности в будущем и у себя, и у других.

В народных сказках действуют не только положительные, смекалистые и находчивые персонажи. Из трех братьев только младший умеет решать изобретательские задачи. Очень большая часть людей не нуждаются в творчестве, в изобретательском мышлении всю свою жизнь. Задачи, которые сегодня приходится решать человечеству значительно сложнее сказочных заданий жадного царя. Стать настоящей творческой личностью человек по-прежнему может только вопреки системе образования.
Хорошо отремонтированная, прекрасно оснащенная современная школа продолжает оставаться преградой на пути формирования Ивана-царевича.
5. Сказка только начинается.
Как же в современной школе чувствуют себя будущие Змеи Горынычи и Иваны-царевичи? С сожалением можно констатировать, что ямы на пути образования подготовлены, в первую очередь, для людей с творческим потенциалом.
Судить приходится не по словам, а по делам. Призывы к инновационной промышленности, инновационному пути развития звучат на фоне катастрофических противоречий в системе образования. Сначала, уже в школе ребят нацеливают на формальный, а часто и просто жульнический ЕГЭ, а потом к концу обучения в университете вдруг спрашивают: а какие инновационные проекты у Вас есть для финансирования? Например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере регулярно по всей стране проводит конкурсы по отбору инновационных проектов студентов и аспирантов (известная многим программа У.М.Н.И.К.). Первое и главное требование к проектам: новизна и актуальность идеи проекта. Откуда же взять таким проектам, если тех, кто их должен придумывать вначале сажают в «ямы бестворчества», а потом вдруг требуют гениальные идеи. Это все равно, что не поливать цветок и закрывать его от солнца, а потом сокрушаться, что он чахнет и не расцветает.
В. Я. Пропп соотносил образ Ивана-царевича с древнейшими мифологическими персонажами, которые ежегодно умирают и воскресают вновь, начиная новую жизнь (Осирисом, Ярилой). Может быть, и в этот раз Ивану-царевичу предстоит пережить полосу процветания ЕГЭ-подхода и вновь возродиться: прекрасным, сказочным, гениальным героем. Во всяком случае «палочка» с исполнениями желаний для такого случая уже приготовлена: ТРИЗ и поможет, и обучит, и поддержит. Были бы желания, были бы Иванушки-царевичи.
25 октября 2011 г.
[1] Жизнь человека 1-Ч-502, рассказанная им Игорю Верткину. http://www.altshuller.ru/interview/interview5.asp