Система качеств изобретательского мышления (СКИМ). Рубина Н.В.
|
0 уровень - |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
5 уровень |
А. Компонентный анализ. |
не может выделять элементы системы. |
элементы выделяются бессистемно. |
выстраивает элементы системы в цепочки по убыванию рангов. |
выделяет элементы, обладающие сходными свойствами. |
выделяет элементы, необходимые для выполнения определенной функции. |
может отделять функции от их носителя. |
Методы для развития. |
|
СО. Понятие системы, как целого, состоящего из частей (подсистем). Морфологический анализ. Синектика. |
СО. Подсистемы также состоят из под/подсистем и т.д. |
СО. Подсистемы могут быть похожи своими свойствами и могут различаться по свойствам; подсистемы разных систем могут быть похожи и различаться своими свойствами. МФО. |
СО. Для выполнения разных функций могут использоваться разные подсистемы. МФО. |
СО. Систему можно рассматривать как совокупность свойств и функций. Фантограмма – прием отделить функцию от объекта. ММЧ. |
Б. Выход в надсистему |
не может объединять элементы в систему и/или надсистему. |
для объединения используются только внешние признаки. |
элементы выстраиваются в цепочки по возрастанию рангов. |
элементы объединяются на основе общих свойств. |
элементы объединяются на основе общих функций. |
может реализовывать разные функции на разной ресурсной основе. |
Методы для развития. |
|
СО. Понятие системы как целого, состоящего из частей; понятие надсистемы как объединения систем. Синектика. |
СО. Надсистемы могут быть разных рангов. Ступенчатое конструирование. |
СО. Системы могут объединяться в разные надсистемы на основе общих свойств. Ступенчатое конструирование. Метод фантограмм: приемы объединения; изменить надсистему. |
СО. Системы могут объединяться в разные надсистемы на основе общих функций. Ступенчатое конструирование. Метод фантограмм: приемы объединения; изменить надсистему |
СО. Комплексное использование. Метод Робинзона Крузо. Ступенчатое конструирование. |
В. Выделение взаимосвязей и взаимодействий. |
не выделены взаимосвязи и взаимодействия. |
выделены «однозвенные» взаимосвязи и взаимодействия. |
выбор взаимосвязи и взаимодействия необходимые для решения задачи. |
изменены существующие взаимосвязи и взаимодействия. |
введены новые взаимосвязи и взаимодействия. |
исследованы не характерные для данной системы взаимосвязи и взаимодействия. |
Методы для развития. |
|
СО. Элементы системы связаны между собой; системы в надсистемах связаны между собой. Морфологический анализ. Метод фантастического вычитания. МФО. «Точка зрения». Синектика. |
СО. В системах и надсистемах есть много разных связей. ММЧ. Морфологический анализ. МФО. |
СО. Комплексное использование. Фантограмма – прием объединение-разъединение. Бином фантазии. ММЧ. МФО. |
СО. Комплексное использование. Фантограмма – прием объединение-разъединение. Метод фантастического вычитания. Бином фантазии. ММЧ. |
СО. Комплексное использование. МФО. Бином фантазии. Метод фантастического вычитания. ММЧ. |
Г. Изменение систем во времени. |
не представляет прошлое и будущее системы. |
может представить, какой была данная система на коротком промежутке времени, и какой данная система может стать. |
может представить, как появилась данная система и как долго она может существовать (онтогенез). |
может представить, как появилась первая такая система и прогнозировать, как такие системы могут развиваться. |
может представить, какими были похожие системы в прошлом и прогнозировать развитие таких систем в будущем (филогенез). |
может представить, как выполнялась функция данной системы в прошлом, и прогнозировать, как будет выполняться эта функция в будущем (системный филогенез). |
Методы для развития. |
|
СО. Системы изменяются во времени. Методика сочинения пословиц. Раскадровка. Карты Проппа. Метод придумывания сюжетов сказок Г.С. Альтшуллера. |
СО. Можно проследить жизнь конкретной системы от ее появления и сравнить с продолжительностью существования подобных систем. Фантограмма – прием изменение систем во времени. Раскадровка |
ПалеоТРИЗ («патентная скважина»). СО. Будущее систем можно прогнозировать с учетом закономерностей их развития. |
СО. Закономерно развиваются целые классы систем. |
СО. Одинаковые функции могут выполняться разными системами; закономерно изменяются носители функций. |
Д. Чувствительность к противоречиям. |
не выделяет конфликт в предложенной задаче. |
выделяет противоположные требования в системе. |
выделяет элементы системы, связанные с конфликтующими требованиями. |
выделяет противоречивые свойства в системе. |
выделяет конфликтующие функции. |
может обострять состояния элементов конфликта. |
Методы для развития. |
|
АРИЗ. Понятие о противоречии как о противоположных требованиях к системе. Метод «Золотой рыбки». Метод придумывания сюжетов сказок Г.С. Альтшуллера. РВС. Игра «Хорошо-плохо». |
СО. Для реализации конкретного требования, как правило, нужна определенная часть системы. Метод «Золотой рыбки». ММЧ. АРИЗ – формулировка противоречия требований. |
СО. Для реализации конкретных требований определенные части системы должны обладать нужными свойствами. ММЧ. АРИЗ – формулировка противоречия свойств. |
СО. Система должна обладать набором свойств для реализации конкретных функций. ММЧ. ИКР. |
АРИЗ. ИКР. |
Е. Идеальное моделирование. |
не может мысленно изменять образ. |
мысленно изменяет свойства данной системы |
выбор способа изменения свойств. |
изменение системы в зоне конфликта. |
изменение системы в соответствие с требуемыми свойствами и функциями. |
полностью измена система в соответствии с идеальным образом. |
Методы для развития. |
|
МФО. Метод фантограмм (изменение свойств системы с помощью приемов фантазирования). ММЧ. Синектика. |
ММЧ. Метод фантограмм. Веполи. |
ММЧ. ИКР. Веполи. |
ММЧ. ИКР. Приемы разрешения противоречий. |
ИКР. Приемы разрешения противоречий. Применение эффектов. Веполи. |
Ж. Использование ресурсов |
не используются ресурсы. |
используются внутрисистемные ресурсы, данные в условиях задачи. |
использует ресурсы, не входящие в описанную в задаче систему. |
целенаправленный выбор ресурсов для решения задачи. |
создает производные ресурсы из всех доступных. |
используются ранее не известные для данной задачи ресурсы. |
Методы для развития. |
|
Морфологический анализ. Метод Робинзона Крузо. |
СО. Комплексное использование. Метод Робинзона Крузо. |
СО. Комплексное использование. АРИЗ – мобилизация ВПР. |
СО. Комплексное использование. АРИЗ – мобилизация ВПР. Применение эффектов. |
Применение эффектов. |
З. Использование аналогий |
не используются аналогии. |
использование аналогий и сравнений с подобными системами. |
выбрана аналогия по имеющемуся противоречию (или по способу его разрешения). |
аналогичные решения изменены в соответствии с искомой функцией. |
аналогия с ИКР. |
найдены новые принципы для построения аналогий. |
Методы для развития. |
|
Карты Проппа. Синектика. «Точка зрения». |
АРИЗ – формулировки противоречий; приемы разрешения противоречий. Синектика. |
АРИЗ – формулировки противоречий; приемы разрешения противоречий. Веполи. |
АРИЗ – формулировки противоречий; приемы разрешения противоречий; ИКР. Веполи. |
СО. Комплексное использование. АРИЗ. |
И. Гибкость (способность генерировать большое количество разнообразных идей) |
нет идей решения. |
использует известные решения. |
использует несколько известных решений. |
развивает известные решения. |
предлагает новые решения. |
предлагает новые принципы решения. |
Методы для развития. |
|
Мозговой штурм. Морфологический анализ. Метод Робинзона Крузо. МФО. Синектика. РВС |
ИКР. Приемы разрешения противоречий. РВС. |
Приемы разрешения противоречий. Применение эффектов. РВС. |
Приемы разрешения противоречий. Применение эффектов. Веполи. |
СО. Комплексное использование. АРИЗ. ЗРТС. |
К. Применение приемов разрешения противоречий. |
не использует приемы. |
использует известные для данной задачи приемы. |
использует известное сочетание приемов. |
использует новое сочетание приемов. |
использует приемы, ранее не применявшиеся в данной задаче. |
найдены новые приемы или эффекты. |
Методы для развития. |
|
Метод фантограмм. Приемы разрешения противоречий. |
Приемы разрешения противоречий. ИКР. Веполи. |
Приемы разрешения противоречий. ИКР. Применение эффектов. Веполи. ММЧ. |
СО. Комплексное использование. Приемы разрешения противоречий. ИКР. Применение эффектов. Веполи. ММЧ. |
СО. Комплексное использование. АРИЗ. ЗРТС. |
Л. Чувствительность к разрешению противоречий |
предлагаемые решения не разрешают противоречия. |
предлагаемые решения частично разрешают противоречие. |
выбирается решение с наименьшими отрицательными последствиями. |
разрешено основное противоречие. |
найдено новое решение. |
найденное решение – основа для получения нового принципа. |
Методы для развития. |
|
Метод придумывания сюжетов сказок Г.С. Альтшуллера. ИКР. Мозговой штурм. Синектика. |
ИКР. ММЧ. |
ИКР. АРИЗ. Часть 7. |
СО. Комплексное использование. АРИЗ. |
СО. Комплексное использование. АРИЗ. ЗРТС. |
М. Критичность. |
не оценивает найденные решения. |
оценивает по аналогии с известными решениями. |
выбирает наиболее идеальное решение |
найденное решение изменено в соответствии с идеальным решением. |
найденное решение оценивается с точки зрения применимости в других задачах. |
найденное решение – основа для получения нового принципа. |
Методы для развития. |
|
Мозговой штурм. МФО. Синектика. «Точка зрения». |
ИКР. |
ИКР. АРИЗ. Часть 7. |
АРИЗ. Часть 8. |
СО. Комплексное использование. АРИЗ. ЗРТС. |
Н. Оригинальность. |
стереотипное решение (в соответствии с вектором инерции). |
использовано известное решение. |
предлагается несколько решений. |
изменяются известные решения. |
найдено новое решение. |
найден новый принцип решения. |
Методы для развития. |
|
МФО. Мозговой штурм. Карты Проппа. Синектика. РВС. |
МФО. Мозговой штурм. Бином фантазии. РВС. |
Метод фантограмм. Приемы разрешения противоречий. РВС. |
Приемы разрешения противоречий. ММЧ. Мобилизация ВПР. |
Приемы разрешения противоречий. ММЧ. Мобилизация ВПР. ЗРТС. |
I.Аналитическая стадия
|
|||||||
А. Компонетныйный анализ.
|
Ученик А.
|
Ученик Б.
|
Менеджер
|
||||
0
|
не может выделять элементы системы.
|
|
|
|
|||
1
|
элементы выделяются бессистемно.
|
|
1
|
|
|||
2
|
выстраивает элементы системы в цепочки по убыванию рангов.
|
|
|
|
|||
3
|
выделяет элементы, обладающие сходными свойствами.
|
3
|
|
|
|||
4
|
выделяет элементы, необходимые для выполнения определенной функции.
|
|
|
4
|
|||
5
|
может отделять функции от их носителя.
|
|
|
|
|||
Б. Выход в надсистему.
|
|||||||
0
|
не может объединять элементы в систему и/или надсистему.
|
|
0
|
|
|||
1
|
для объединения используются только внешние признаки.
|
|
|
|
|||
2
|
элементы выстраиваются в цепочки по возрастанию рангов.
|
|
|
|
|||
3
|
элементы объединяются на основе общих свойств.
|
3
|
|
3
|
|||
4
|
элементы объединяются на основе общих функций.
|
|
|
|
|||
5
|
может реализовывать разные функции на разной ресурсной основе.
|
|
|
|
|||
В. Выделение взаимосвязей и взаимодействий.
|
|||||||
0
|
не выделены взаимосвязи и взаимодействия;
|
|
0
|
|
|||
1
|
выделены «однозвенные» взаимосвязи и взаимодействия;
|
|
|
|
|||
2
|
выбор взаимосвязи и взаимодействия необходимые для решения задачи;
|
2
|
|
|
|||
3
|
изменены существующие взаимосвязи и взаимодействия;
|
|
|
3
|
|||
4
|
введены новые взаимосвязи и взаимодействия;
|
|
|
|
|||
5
|
исследованы не характерные для данной системы взаимосвязи и взаимодействия.
|
|
|
|
|||
Г. Изменение систем во времени.
|
|||||||
0
|
не представляет прошлое и будущее системы.
|
|
0
|
|
|||
1
|
может представить, какой была данная система на коротком промежутке времени, и какой данная система может стать.
|
1
|
|
1
|
|||
2
|
может представить, как появилась данная система и как долго она может существовать (онтогенез).
|
|
|
|
|||
3
|
может представить, как появилась первая такая система и прогнозировать, как такие системы могут развиваться.
|
|
|
|
|||
4
|
может представить, какими были похожие системы в прошлом и прогнозировать развитие таких систем в будущем (филогенез).
|
|
|
|
|||
5
|
может представить, как выполнялась функция данной системы в прошлом, и прогнозировать, как будет выполняться эта функция в будущем (системный филогенез).
|
|
|
|
|||
Д. Чувствительность к противоречиям.
|
|||||||
0
|
не выделяет конфликт в предложенной задаче.
|
|
0
|
|
|||
1
|
выделяет противоположные требования в системе.
|
|
|
|
|||
2
|
выделяет элементы системы, связанные с конфликтующими требованиями.
|
|
|
|
|||
3
|
выделяет противоречивые свойства в системе.
|
3
|
|
|
|||
4
|
выделяет конфликтующие функции.
|
|
|
4
|
|||
5
|
может обострять состояния элементов конфликта.
|
|
|
|
|||
Е. Идеальное моделирование
|
|||||||
0
|
не может мысленно изменять образ;
|
|
0
|
|
|||
1
|
мысленно изменяет свойства данной системы.
|
|
|
|
|||
2
|
выбор способа изменения свойств.
|
2
|
|
|
|||
3
|
изменение системы в зоне конфликта;
|
|
|
3
|
|||
4
|
изменение системы в соответствие с требуемыми свойствами и функциями;
|
|
|
|
|||
5
|
полностью измена система в соответствии с идеальным образом.
|
|
|
|
|||
ИТОГ по аналитической стадии
|
14
|
1
|
18
|
||||
II. Оперативная стадия
|
|||||||
Ж. Использование ресурсов
|
|||||||
0
|
не используются ресурсы;
|
|
0
|
|
|||
1
|
используются внутрисистемные ресурсы, данные в условиях задачи;
|
|
|
|
|||
2
|
использует ресурсы, не входящие в описанную в задаче систему.
|
2
|
|
|
|||
3
|
целенаправленный выбор ресурсов для решения задачи.
|
|
|
|
|||
4
|
создает производные ресурсы из всех доступных.
|
|
|
4
|
|||
5
|
используются ранее не известные для данной задачи ресурсы.
|
|
|
|
|||
З. Использование аналогий
|
|||||||
0
|
не используются аналогии;
|
|
0
|
|
|||
1
|
использование аналогий и сравнений с подобными системами;
|
|
|
|
|||
2
|
выбрана аналогия по имеющемуся противоречию (или по способу его разрешения);
|
2
|
|
2
|
|||
3
|
аналогичные решения изменены в соответствии с искомой функцией.
|
|
|
|
|||
4
|
аналогия с ИКР;
|
|
|
|
|||
5
|
найдены новые принципы для построения аналогий.
|
|
|
|
|||
И. Гибкость (способность генерировать большое количество разнообразных идей)
|
|||||||
0
|
нет идей решения;
|
|
|
|
|||
1
|
использует известные решения;
|
|
1
|
|
|||
2
|
использует несколько известных решений;
|
2
|
|
2
|
|||
3
|
развивает известные решения;
|
|
|
|
|||
4
|
предлагает новые решения;
|
|
|
|
|||
5
|
предлагает новые принципы решения.
|
|
|
|
|||
К. Применение приемов разрешения противоречий.
|
|||||||
0
|
не использует приемы;
|
|
0
|
|
|||
1
|
использует известные для данной задачи приемы;
|
|
|
|
|||
2
|
использует известное сочетание приемов;
|
2
|
|
2
|
|||
3
|
использует новое сочетание приемов;
|
|
|
|
|||
4
|
использует приемы, ранее не применявшиеся в данной задаче;
|
|
|
|
|||
5
|
найдены новые приемы или эффекты.
|
|
|
|
|||
ИТОГ по оперативной стадии
|
8
|
1
|
10
|
||||
III. Синтетическая стадия
|
|||||||
Л. Чувствительность к разрешению противоречий
|
|||||||
0
|
предлагаемые решения не разрешают противоречия;
|
|
0
|
|
|||
1
|
предлагаемые решения частично разрешают противоречие;
|
|
|
|
|||
2
|
выбирается решение с наименьшими отрицательными последствиями;
|
|
|
|
|||
3
|
разрешено основное противоречие для данной задачи.
|
3
|
|
3
|
|||
4
|
разрешено основное противоречие для данной задачи.
|
|
|
|
|||
5
|
разрешено основное противоречие для данной задачи.
|
|
|
|
|||
М. Критичность.
|
|||||||
0
|
не оценивает найденные решения;
|
0
|
0
|
0
|
|||
1
|
оценивает по аналогии с известными решениями;
|
|
|
|
|||
2
|
выбирает наиболее идеальное решение;
|
|
|
|
|||
3
|
найденное решение изменено в соответствии с идеальным решением;
|
|
|
|
|||
4
|
найденное решение оценивается с точки зрения применимости в других задачах;
|
|
|
|
|||
5
|
найденное решение – основа для получения нового принципа.
|
|
|
|
|||
Н. Оригинальность.
|
|||||||
0
|
стереотипное решение (в соответствии с вектором инерции);
|
|
0
|
|
|||
1
|
использовано известное решение;
|
|
|
|
|||
2
|
предлагается несколько решений;
|
2
|
|
2
|
|||
3
|
изменяются известные решения;
|
|
|
|
|||
4
|
найдено новое решение;
|
|
|
|
|||
5
|
найден новый принцип решения.
|
|
|
|
|||
ИТОГ по синтетической стадии
|
5
|
0
|
5
|
||||
ОБЩИЙ ИТОГ
|
27
|
2
|
33
|
||||
Уровень развития творческого мышления (см. диаграммы)
|
2-3
|
0-1
|
2-3-4
|
Уровень развития изобретательского мышления Менеджера 2-3-4. Эта работа качественно отличается от работ учеников А и Б.
|