русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Система качеств изобретательского мышления (СКИМ). Рубина Н.В.

Система качеств изобретательского мышления (СКИМ).
Методика диагностики изобретательского мышления.
Рубина Н.В.
2009 г.

 

 
1. Введение.
Мир современного человека содержит много открытых, нестандартных, многоаспектных задач (в данной статье мы будем использовать термин творческие задачи), от решения которых зависит успешность, благополучие, а порой и выживание человека. Мир динамичен, скорость его изменений быстро увеличивается. Для современного человека становится актуальной задача научиться выявлять и решать творческие задачи успешно, качественно и быстро, а также прогнозировать возможные последствия принимаемых решений, прогнозировать возникновение серьезных проблем.
Технология решения изобретательских задач разработана в ТРИЗ. Основой ТРИЗ стали законы, по которым развиваются технические системы, и применение этих законов для решения изобретательских задач и прогнозирования развития техники. Законы, выявленные в ТРИЗ для технических систем, могут быть применены и для изучения закономерностей развития любых материальных систем. Область ТРИЗ лежит на пересечении области законов развития материальных систем и области законов развития мышления.
Мышление – это социальный процесс. Мышление отдельного человека ограничено его личным опытом. Эволюционное развитие мышления пошло именно по пути образования многочисленных социальных связей между людьми и использования опыта всего человечества, как для решения изобретательских задач, так и для развития самого мышления.
ТЭММ (Теория эволюции материи и моделей)[1] объединяет три области для объяснения закономерностей развития материальных систем и научных представлений с целью прогнозирования их развития и решения возникающих задач.
 Важной составляющей ТЭММ является система качеств изобретательского (продуктивного) мышления.
 
 
В ТРИЗ есть инструмент, который можно принять за эталон процесса мышления при решении изобретательской задачи – это АРИЗ [1]. Изученные в ТРИЗ механизмы изобретательского творчества позволяют выделить качества мышления, необходимые для решения изобретательских задач. Понятия, введенные в рамках ТЭММ (системный онтогенез и филогенез, многоаспектность систем, функционально-целевые системы, ткань системы и др. [2]), помогают определить уровни развития этих качеств в онтогенезе. Обобщение опыта методов диагностики творческих способностей позволяет создать методику для измерения уровня развития изобретатетльского мышления [3].
 
2. Принципы построения системы качеств изобретательского мышления (СКИМ).
Для построения СКИМ были использованы АРИЗ в качестве эталона процесса мышления при решении изобретательской задачи, структурная схема процесса изобретательского творчества, в которой выделены уровни изобретений, а также принципы модельного мышления, разработанные в ТЭММ.
1.  Г.С. Альтшуллер выделял три стадии в решении изобретательской задачи [4]:
- аналитическую;
- оперативную;
- синтетическую.
Для каждой стадии необходимы разные качества, которые и составляют систему изобретательского (продуктивного) мышления.  
2. Важной составляющей системы качеств изобретательского мышления является шкала уровней развития этих качеств. Она разработана на основе «структурной схемы процесса изобретательского творчества» [5].
1 уровень – готовая задача;
2 уровень – выбор задачи или объекта;
3 уровень – частичное изменение;
4 уровень – создание нового или полное изменение старого;
5 уровень – создание нового комплекса объектов.
Для успешного решения задач важна мобилизация всех качеств мышления. Методика диагностики направлена на выявление уровня развития каждого качества и корректировки курса обучения для формирования высокого уровня изобретательского мышления в целом. При формировании качеств изобретательского мышления необходимо постепенно усложнять задачи таким образом, чтобы работа по их решению требовала мобилизации всех качеств изобретательского мышления на высоком уровне.
3. Изобретательское мышление необходимо не только при решении изобретательских (в узком значении - технических) задач. Принципы изобретательства являются общими для многих видов человеческой деятельности: изобретательство, научная деятельность, бизнес, управление, искусство и т.д. Эти основные принципы ТЭММ, учтены при разработке уровней развития качеств изобретательского мышления.
 
3. Система качеств изобретательского мышления.
Мышление, как и все высшие психические функции человека, не даны ему от рождения, а развивается постепенно в процессе индивидуального развития (онтогенеза). Это развитие проходит определенные стадии, повторяя вкратце стадии развития мышления человечества (филогенеза). Развитие мышления, как и развитие всех высших психических функций, необходимо направлять для того, чтобы человек мог пользоваться им, как хорошо управляемым инструментом высокого уровня, а не случайным набором шагов, таким как метод проб и ошибок или свободные ассоциации. Чем раньше начато это направленное развитие, тем более высоких результатов можно ожидать. Развивать изобретательское мышление необходимо в комплексе, уделяя равное внимание всем его качествам, начиная с низких уровней и постепенно переходя к более высоким.
Таблица. Качества изобретательского мышления и методы их развития.
 
 

 

0 уровень -

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

А. Компонентный

анализ.

не может выделять элементы системы.

элементы выделяются бессистемно.

выстраивает элементы системы в цепочки по убыванию рангов.

выделяет элементы, обладающие сходными свойствами.

выделяет элементы, необходимые для выполнения определенной функции.

может отделять функции от их носителя.

 

Методы для развития.

 

СО. Понятие системы, как целого, состоящего из частей (подсистем).

Морфологический анализ.

Синектика.

 

 

СО. Подсистемы также состоят из под/подсистем и т.д.

 

 

СО. Подсистемы могут быть похожи своими свойствами и могут различаться по свойствам; подсистемы разных систем могут быть похожи и различаться своими свойствами.

МФО.

СО. Для выполнения разных функций могут использоваться разные подсистемы.

МФО.

 

 

СО. Систему можно рассматривать как совокупность свойств и функций.

Фантограмма – прием отделить функцию от объекта. ММЧ.

 

Б. Выход в надсистему

не может объединять элементы в систему и/или надсистему.

для объединения используются только внешние признаки.

элементы выстраиваются в цепочки по возрастанию рангов.

элементы объединяются на основе общих свойств.

элементы объединяются на основе общих функций.

может реализовывать разные функции на разной ресурсной основе.

Методы для развития.

 

СО. Понятие системы как  целого, состоящего из частей; понятие надсистемы как объединения систем.

Синектика.

 

 

СО. Надсистемы могут быть разных рангов.

Ступенчатое конструирование.

 

 

СО. Системы могут объединяться в разные надсистемы на основе общих свойств.

Ступенчатое конструирование.

Метод фантограмм: приемы объединения; изменить надсистему.

СО. Системы могут объединяться в разные надсистемы на основе общих функций.

Ступенчатое  конструирование.

Метод фантограмм: приемы объединения; изменить надсистему

 

 

СО. Комплексное использование.

Метод Робинзона Крузо.

Ступенчатое конструирование.

 

В. Выделение взаимосвязей и взаимодействий.

не выделены взаимосвязи и взаимодействия.

выделены «однозвенные» взаимосвязи и взаимодействия.

выбор взаимосвязи и взаимодействия необходимые для решения задачи.

изменены существующие взаимосвязи и взаимодействия.

введены новые взаимосвязи и взаимодействия.

исследованы не характерные для данной системы взаимосвязи и взаимодействия.

Методы для развития.

 

СО. Элементы системы связаны между собой; системы в надсистемах связаны между собой.

Морфологический анализ.

Метод фантастического вычитания.

МФО.

«Точка зрения».

Синектика.

СО. В системах и надсистемах есть много разных связей.

ММЧ.

Морфологический анализ.

МФО.

 

СО. Комплексное использование.

Фантограмма – прием объединение-разъединение.

Бином фантазии.

ММЧ.

МФО.

 

СО. Комплексное использование.

Фантограмма – прием объединение-разъединение.

Метод фантастического вычитания.

Бином фантазии.

ММЧ.

 

СО. Комплексное использование.

МФО. Бином фантазии. Метод фантастического вычитания.

ММЧ.

 

Г. Изменение систем во времени.

не представляет прошлое и будущее системы.

может представить, какой была данная система на коротком промежутке времени, и какой данная система может стать.

может представить, как появилась данная система и как долго она может существовать (онтогенез).

может представить, как появилась первая такая система и прогнозировать, как такие системы могут развиваться.

может представить, какими были похожие системы в прошлом и прогнозировать развитие таких систем в будущем (филогенез).

может представить, как выполнялась функция данной системы в прошлом, и прогнозировать, как будет выполняться эта функция в будущем (системный филогенез).

Методы для развития.

 

СО. Системы изменяются во времени.

Методика сочинения пословиц.

Раскадровка.

Карты Проппа. Метод придумывания сюжетов сказок Г.С. Альтшуллера.

 

СО. Можно проследить жизнь конкретной системы от ее появления и сравнить с продолжительностью существования подобных систем.

Фантограмма – прием изменение систем во времени.

Раскадровка

ПалеоТРИЗ («патентная скважина»).

СО. Будущее систем можно прогнозировать с учетом закономерностей их развития.

 

СО. Закономерно развиваются целые классы систем.

 

СО. Одинаковые функции могут выполняться разными системами; закономерно изменяются носители функций.

 

Д. Чувствительность к противоречиям.

не выделяет конфликт в предложенной задаче.

выделяет противоположные требования в системе.

выделяет элементы системы, связанные с конфликтующими требованиями.

выделяет противоречивые свойства в системе.

выделяет конфликтующие функции.

может обострять состояния элементов конфликта.

Методы для развития.

 

АРИЗ. Понятие о противоречии как о противоположных требованиях к системе.

Метод «Золотой рыбки». Метод придумывания сюжетов сказок Г.С. Альтшуллера. РВС.

Игра «Хорошо-плохо».

СО. Для реализации конкретного требования, как правило, нужна определенная часть системы. Метод «Золотой рыбки».  ММЧ. АРИЗ – формулировка противоречия требований.

СО. Для реализации конкретных требований определенные части системы должны обладать нужными свойствами.

ММЧ.

АРИЗ – формулировка противоречия свойств.

СО. Система должна обладать набором свойств для реализации конкретных функций.

ММЧ. ИКР.

АРИЗ. ИКР.

 

Е. Идеальное моделирование.

не может мысленно изменять образ.

мысленно изменяет свойства данной системы

выбор способа изменения свойств.

изменение системы в зоне конфликта.

изменение системы в соответствие с требуемыми свойствами и функциями.

полностью измена  система в соответствии с идеальным образом.

Методы для развития.

 

МФО. Метод фантограмм (изменение свойств системы с помощью приемов фантазирования). ММЧ. Синектика.

ММЧ. Метод фантограмм. Веполи.

ММЧ. ИКР. Веполи.

ММЧ. ИКР. Приемы разрешения противоречий.

ИКР. Приемы разрешения противоречий. Применение эффектов. Веполи.

Ж. Использование ресурсов

не используются ресурсы.

используются внутрисистемные ресурсы, данные в условиях задачи.

использует  ресурсы, не входящие в описанную в задаче систему.

целенаправленный выбор ресурсов для решения задачи.

создает производные ресурсы из всех доступных.

используются ранее не известные для данной задачи ресурсы.

Методы для развития.

 

Морфологический анализ. Метод Робинзона Крузо.

СО. Комплексное использование. Метод Робинзона Крузо.

СО. Комплексное использование. АРИЗ – мобилизация ВПР.

СО. Комплексное использование. АРИЗ – мобилизация ВПР. Применение эффектов.

Применение эффектов.

З. Использование аналогий

не используются аналогии.

использование аналогий и сравнений с подобными системами.

выбрана аналогия по имеющемуся противоречию (или по способу его разрешения).

аналогичные решения изменены в соответствии с искомой функцией.

аналогия с ИКР.

найдены новые принципы для построения аналогий.

Методы для развития.

 

Карты Проппа. Синектика. «Точка зрения».

АРИЗ – формулировки противоречий; приемы разрешения противоречий.

Синектика.

АРИЗ – формулировки противоречий; приемы разрешения противоречий. Веполи.

АРИЗ – формулировки противоречий; приемы разрешения противоречий; ИКР. Веполи.

СО. Комплексное использование. АРИЗ.

И. Гибкость (способность генерировать большое количество разнообразных идей)

нет идей решения.

использует известные решения.

использует несколько известных решений.

развивает известные решения.

предлагает новые решения.

предлагает новые принципы решения.

Методы для развития.

 

Мозговой штурм. Морфологический анализ. Метод Робинзона Крузо. МФО.

Синектика. РВС

ИКР. Приемы разрешения противоречий. РВС.

Приемы разрешения противоречий. Применение эффектов. РВС.

Приемы разрешения противоречий. Применение эффектов. Веполи.

СО. Комплексное использование. АРИЗ. ЗРТС.

К. Применение приемов разрешения противоречий.

не использует приемы.

использует известные для данной задачи приемы.

использует известное сочетание приемов.

использует новое сочетание приемов.

использует приемы, ранее не применявшиеся в данной задаче.

найдены новые приемы или эффекты.

Методы для развития.

 

Метод фантограмм. Приемы разрешения противоречий.

Приемы разрешения противоречий. ИКР. Веполи.

Приемы разрешения противоречий. ИКР. Применение эффектов. Веполи. ММЧ.

СО. Комплексное использование. Приемы разрешения противоречий. ИКР. Применение эффектов. Веполи. ММЧ.

СО. Комплексное использование. АРИЗ. ЗРТС.

Л. Чувствительность к разрешению противоречий

предлагаемые решения не разрешают противоречия.

предлагаемые решения частично разрешают противоречие.

выбирается решение с наименьшими отрицательными последствиями.

разрешено основное противоречие.

найдено новое решение.

найденное решение – основа для получения нового принципа.

Методы для развития.

 

Метод придумывания сюжетов сказок  Г.С. Альтшуллера. ИКР. Мозговой штурм.  Синектика.

ИКР. ММЧ.

ИКР. АРИЗ. Часть 7.

СО. Комплексное использование. АРИЗ.

СО. Комплексное использование. АРИЗ. ЗРТС.

М. Критичность.

не оценивает найденные решения.

оценивает по аналогии с известными решениями.

выбирает наиболее идеальное решение

найденное решение изменено в соответствии с идеальным решением.

найденное решение оценивается с точки зрения применимости в других задачах.

найденное решение – основа для получения нового принципа.

Методы для развития.

 

Мозговой штурм. МФО. Синектика. «Точка зрения».

ИКР.

ИКР. АРИЗ. Часть 7.

АРИЗ. Часть 8.

СО. Комплексное использование. АРИЗ. ЗРТС.

Н. Оригинальность.

стереотипное решение (в соответствии с вектором инерции).

использовано известное решение.

предлагается несколько решений.

изменяются известные решения.

найдено новое решение.

найден новый принцип решения.

Методы для развития.

 

МФО. Мозговой штурм. Карты Проппа. Синектика. РВС.

МФО. Мозговой штурм. Бином фантазии. РВС.

Метод фантограмм. Приемы разрешения противоречий. РВС.

Приемы разрешения противоречий. ММЧ. Мобилизация ВПР.

Приемы разрешения противоречий. ММЧ. Мобилизация ВПР. ЗРТС.

 
4. Методика диагностики развития изобретательского мышления.
Разработка методики диагностики развития изобретательского мышления была начата в 1997-1998 году для отслеживания результатов обучения по ТРИЗ и РТВ. Первая статья опубликована в 2001 году [6].
Были разработаны два типа диагностических методик.
4.1. Стандартизированные количественные тесты.
Методики, позволяющие оценить уровень сформированности определенных качеств мышления у целой группы людей в ограниченные сроки (определение исходного уровня способностей, коррекция проводимых курсов). Тесты должны соответствовать определенным параметрам. Это валидность (соответствие теста измеряемому признаку), надежность (защита от случайности), репрезентативность (то, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции).
4.2. Индивидуализированные качественные методики.
Такие методики позволяют определить структуру способностей конкретного человека, выделить группу одаренных детей. Для этой методики необходимо определить условия, в которых можно обеспечить максимально индивидуальный подход в исследовании развития творческих способностей. Это такие условия, как:
- неограниченное время выполнения заданий;
- индивидуальный подход в оценке результатов;
- минимальное влияние соревновательности при проведении диагностики;
- желательно, чтобы исследования творческих способностей проводилось в обычной жизненной ситуации, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету заданий.
Методики диагностики творческих способностей должны учитывать возрастные особенности испытуемых (например, допонятийное мышление детей 3-7 лет характеризуется нечувствительностью к противоречиям, что отнюдь не свидетельствует об отсутствии творческих способностей у этой категории испытуемых).
 
5. Примеры заданий для диагностики и анализ их выполнения.
Задания, которые можно использовать для диагностики развития изобретательского мышления, должны отвечать следующим требованиям:
- доступность, соответствие возрасту обучающихся (задание не должно вызывать трудности для понимания);
- заинтересованность, красота формулировок (задание должно вызывать интерес и мотивацию для выполнения);
- вариативность (задание должно иметь несколько вариантов выполнения, очень удачно, если оно предполагает возможность выполнения на разных уровнях сложности);
- валидность (соответствие теста измеряемому признаку). Задания, в которых отслеживается сразу несколько качеств творческого мышления дают более интересные результаты, но, особенно на первых этапах обучения бывает важно отслеживать каждое качество отдельно;
- надежность (защита от случайности). Нельзя судить о результатах только по одному заданию, задания должны содержать, по-возможности, разные виды деятельности (ответ в виде текста, ответ в рисунке или схеме, тестовые задания и т.д.);
- репрезентативность (то, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции).
 
Пример задания для оценки исходного уровня изобретательских способностей у младших школьников.
«В каждой сказке есть персонаж, на который мы редко обращаем внимание – это облако. В сказке живет сказочное облако. Оно может быть:
маленьким, как пушистый белый котенок, и большим, как бескрайняя снежная пустыня;
черным, как едкий дым, и белым, как снежные хлопья;
мягким, как пуховая перина, и твердым, как ледяная горка;
шумным, как могучий океан, и тихим, как лесной ручеек;
теплым, как солнечные лучи, и холодным, как брызги фонтана.
Нарисуйте сказочное облако так, чтобы на ваших рисунках оно было и маленьким, и большим; и черным и белым; и мягким, и твердым; и шумным, и тихим; и теплым, и холодным».
 
Можно сформулировать это задания несколько иначе для взрослой аудитории.
 
«Для новой обучающей детской программы нужно разработать фантастический персонаж. Он должен органично вписываться в сюжет любой сказки и обладать следующими свойствами:
маленькими, как пушистый белый котенок, и большими, как бескрайняя снежная пустыня; 
черными, как едкий дым, и белыми, как снежные хлопья;
мягкими, как пуховая перина, и твердыми, как ледяная горка;
шумными, как могучий океан, и тихими, как лесной ручеек;
теплыми, как солнечные лучи, и холодными, как брызги фонтана».
 
Приводим примеры выполнения этого задания и его оценки.
Работы учеников 1-х классов.
 
     
 
Ученик А.                                                       Ученик Б.                                    
 
«Персонаж состоит из нескольких (множества) маленьких (круглых) шариков, частей тела, разделенных, но двигающихся более менее синхронно и в одном направлении.
Тело постоянно переливается цветом: от едко черного до белоснежно белого. Причем, некоторые части тела (шарики) целиком закрашиваются, некоторые градиентны.
Внутри каждая часть тела горит внутренним огнем/пламенем, а снаружи покрыты инеем.
При движении «шарики» тела стучат по поверхности, в то же время растекаясь вокруг рельефов. На эти шарики можно садиться и они прогибаются».
Менеджер крупной компании.
В таблице приведена оценка этих работ по всем критериям.
 
I.Аналитическая стадия
А. Компонетныйный анализ.
Ученик А.
Ученик Б.
Менеджер
0
не может выделять элементы системы.
 
 
 
1
элементы выделяются бессистемно.
 
1
 
2
выстраивает элементы системы в цепочки по убыванию рангов.
 
 
 
3
выделяет элементы, обладающие сходными свойствами.
3
 
 
4
выделяет элементы, необходимые для выполнения определенной функции.
 
 
4
5
может отделять функции от их носителя.
 
 
 
Б. Выход в надсистему.
0
не может объединять элементы в систему и/или надсистему.
 
0
 
1
для объединения используются только внешние признаки.
 
 
 
2
элементы выстраиваются в цепочки по возрастанию рангов.
 
 
 
3
элементы объединяются на основе общих свойств.
3
 
3
4
элементы объединяются на основе общих функций.
 
 
 
5
может реализовывать разные функции на разной ресурсной основе.
 
 
 
В. Выделение взаимосвязей и взаимодействий.
0
не выделены взаимосвязи и взаимодействия;
 
0
 
1
выделены «однозвенные» взаимосвязи и взаимодействия;
 
 
 
2
выбор взаимосвязи и взаимодействия необходимые для решения задачи;
2
 
 
3
изменены существующие взаимосвязи и взаимодействия;
 
 
3
4
введены новые взаимосвязи и взаимодействия;
 
 
 
5
исследованы не характерные для данной системы взаимосвязи и взаимодействия.
 
 
 
Г. Изменение систем во времени.
0
не представляет прошлое и будущее системы.
 
0
 
1
может представить, какой была данная система на коротком промежутке времени, и какой данная система может стать.
1
 
1
2
может представить, как появилась данная система и как долго она может существовать (онтогенез).
 
 
 
3
может представить, как появилась первая такая система и прогнозировать, как такие системы могут развиваться.
 
 
 
4
может представить, какими были похожие системы в прошлом и прогнозировать развитие таких систем в будущем (филогенез).
 
 
 
5
может представить, как выполнялась функция данной системы в прошлом, и прогнозировать, как будет выполняться эта функция в будущем (системный филогенез).
 
 
 
Д. Чувствительность к противоречиям.
0
не выделяет конфликт в предложенной задаче.
 
0
 
1
выделяет противоположные требования в системе.
 
 
 
2
выделяет элементы системы, связанные с конфликтующими требованиями.
 
 
 
3
выделяет противоречивые свойства в системе.
3
 
 
4
выделяет конфликтующие функции.
 
 
4
5
может обострять состояния элементов конфликта.
 
 
 
Е. Идеальное моделирование
0
не может мысленно изменять образ;
 
0
 
1
мысленно изменяет свойства данной системы.
 
 
 
2
выбор способа изменения свойств.
2
 
 
3
изменение системы в зоне конфликта;
 
 
3
4
изменение системы в соответствие с требуемыми свойствами и функциями;
 
 
 
5
полностью измена система в соответствии с идеальным образом.
 
 
 
ИТОГ по аналитической стадии
14
1
18
II. Оперативная стадия
Ж. Использование ресурсов
0
не используются ресурсы;
 
0
 
1
используются внутрисистемные ресурсы, данные в условиях задачи;
 
 
 
2
использует ресурсы, не входящие в описанную в задаче систему.
2
 
 
3
целенаправленный выбор ресурсов для решения задачи.
 
 
 
4
создает производные ресурсы из всех доступных.
 
 
4
5
используются ранее не известные для данной задачи ресурсы.
 
 
 
З. Использование аналогий
0
не используются аналогии;
 
0
 
1
использование аналогий и сравнений с подобными системами;
 
 
 
2
выбрана аналогия по имеющемуся противоречию (или по способу его разрешения);
2
 
2
3
аналогичные решения изменены в соответствии с искомой функцией.
 
 
 
4
аналогия с ИКР;
 
 
 
5
найдены новые принципы для построения аналогий.
 
 
 
И. Гибкость (способность генерировать большое количество разнообразных идей)
0
нет идей решения;
 
 
 
1
использует известные решения;
 
1
 
2
использует несколько известных решений;
2
 
2
3
развивает известные решения;
 
 
 
4
предлагает новые решения;
 
 
 
5
предлагает новые принципы решения.
 
 
 
К. Применение приемов разрешения противоречий.
0
не использует приемы;
 
0
 
1
использует известные для данной задачи приемы;
 
 
 
2
использует известное сочетание приемов;
2
 
2
3
использует новое сочетание приемов;
 
 
 
4
использует приемы, ранее не применявшиеся в данной задаче;
 
 
 
5
найдены новые приемы или эффекты.
 
 
 
ИТОГ по оперативной стадии
8
1
10
III. Синтетическая стадия
Л. Чувствительность к разрешению противоречий
0
предлагаемые решения не разрешают противоречия;
 
0
 
1
предлагаемые решения частично разрешают противоречие;
 
 
 
2
выбирается решение с наименьшими отрицательными последствиями;
 
 
 
3
разрешено основное противоречие для данной задачи.
3
 
3
4
разрешено основное противоречие для данной задачи.
 
 
 
5
разрешено основное противоречие для данной задачи.
 
 
 
М. Критичность.
0
не оценивает найденные решения;
0
0
0
1
оценивает по аналогии с известными решениями;
 
 
 
2
выбирает наиболее идеальное решение;
 
 
 
3
найденное решение изменено в соответствии с идеальным решением;
 
 
 
4
найденное решение оценивается с точки зрения применимости в других задачах;
 
 
 
5
найденное решение – основа для получения нового принципа.
 
 
 
Н. Оригинальность.
0
стереотипное решение (в соответствии с вектором инерции);
 
0
 
1
использовано известное решение;
 
 
 
2
предлагается несколько решений;
2
 
2
3
изменяются известные решения;
 
 
 
4
найдено новое решение;
 
 
 
5
найден новый принцип решения.
 
 
 
ИТОГ по синтетической стадии
5
0
5
ОБЩИЙ ИТОГ
27
2
33
Уровень развития творческого мышления (см. диаграммы)
2-3
0-1
2-3-4
Для оценки уровня развития изобретательского мышления необходимо построить график распределения качеств творческого мышления по уровням. Итоговая оценка отражает, на каком уровне чаще проявляется то или иное качество. Например, работа ученика А показывает, что большая часть качеств проявляется на 2-м уровне, следующая по количеству часть качеств проявляется на 3-м уровне: уровень развития изобретательского мышления 2-3.
    
 

Уровень развития изобретательского мышления Менеджера 2-3-4. Эта работа качественно отличается от работ учеников А и Б.
 

6. Опыт применения методики диагностики изобретательского мышления.
В процессе применения данной методики мы обратили внимание на следующие дополнительные эффекты. Выявление индивидуальной структуры способностей позволяет давать инструментальные рекомендации конкретному человеку для успешной работы над тем или иным проектом. При групповой работе появляется возможность подобрать участников группы таким образом, чтобы их сильные и слабые качества мышления дополняли и компенсировали друг друга. Например, нужно отслеживать, чтобы в группе обязательно был человек, обладающий высоко развитой критичностью.
Опыт применения данной методики позволяет делать некоторые выводы об изменение структуры творческого мышления у обучающихся разного возраста.
Данная методика применялась для диагностики развития изобретательского мышления у школьников разного возраста от первоклассников до выпускников, у программистов и менеджеров компьютерной компании, а также у специалистов по ТРИЗ.
 
 
 
Обучение и практическое применение ТРИЗ повышают творческий потенциал, изменяется структура и качество мышления. На первых этапах обучения у слушателей диагностируется низкий уровень таких качеств мышления, как способность мысленно перемещать систему во времени (особенно по филогенетической оси); строить идеальную модель решения; применять разные приемы для преобразования систем (особенно несколько приемов в комплексе); критически оценивать предлагаемые решения, а также прогнозировать последствия предлагаемых решений.
 
Выводы.
- Предложена методика диагностики развития изобретательского мышления, разработанная на основе ТРИЗ и ТЭММ. Методика позволяет измерять уровень развития качеств изобретательского мышления. Неотъемлемой частью методики является также описание особенностей проведения диагностики, задания для проведения диагностики.
- На основе опыта обучения ТРИЗ, а также закономерностей развития мышления, сформулированных в ТЭММ, выделены качества изобретательского мышления.
- Методика диагностики развития изобретательского мышления может применяться для выявления начального уровня развития творческих способностей; коррекции содержания занятий по ТРИЗ в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся; разработки новых упражнений и курсов для развития изобретательского мышления; подбора специалистов обладающих креативным мышлением; подбора специалистов для групповой работы; самостоятельной работы над повышением творческого потенциала.
 
Список литературы.
1. Альтшуллер Г.С. АРИЗ – значит победа. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85-В. В сборнике «Правила игры без правил». Петрозаводск, «Карелия», 1989 г.
2. Рубин М.С. Принципы модельного мышления в ТРИЗ. Петрозаводск, 2003 г. http://temm.ru/ru/section.php?docId=3607
3. «Основы психодиагностики», под общей редакцией А. Г. Шмелева, «Феникс», Ростов-на-Дону, 1996 г..
4. Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. Тамбовское книжное издательство, 1961 г., стр. 65.
5. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. «Московский рабочий», 1973 г., стр. 32.
6. Рубина Н.В. Использование методов ТРИЗ для диагностики развития творческого мышления. Петрозаводск, 2001г. http://www.temm.ru/ru/section.php?docId=4378
 
 

  на главную | наверх