русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Методика развития ассоциативного мышления. Неретниекс А.А.

Методика развития ассоциативного мышления

Неретниекс А.А.
г. Ригa.

Решению многих проблем мешает ограниченный круг ассоциаций. На первый взгляд, каждый пользуется таким кругом, какой он собрал на протяжении своей жизни. Однако на самом деле человек использует лишь незначительную часть своего запаса знаний.
История науки показывает, что именно ассоциации помогли сделать ряд значительных открытий.

Пример 1: Пытаясь все-таки найти "гармонию", Кеплер обращается к музыке. Он уверен, что гармонические пропорции положены в основу размещения планет [2, с.65-66].

Пример 2: Отец Бора, профессор физиологии, собирал у себя друзей и обсуждал с ними вопросы проблемы организма. Открытия в морфологии организма, изобретение микроскопа и т.п. подтверждали мысль о том, что организм можно рассматривать, как сложную машину. Но уже Аристотель приводил аргументы в пользу того, что организм живет как единое целое, а не как механизм (в частности, способность приспосабливаться к различным условиям). Это и определило главное направление раздумий Бора в течение всей его жизни – то, что могут существовать два взаимоисключающих подхода к одному и тому же вопросу, которые в равной мере необходимы.) [2, с. 152-153].

Пример 3: В 1904 году, когда ученые пытались уяснить себе место недавно открытых субатомных частиц в ато¬ме, японский физик по имени X. Нагаока предпо¬ложил существование структуры, которая в неко¬тором роде напоминала бы Солнечную систему. [1, с. 80].

Чтобы устранить проблему ограниченного круга ассоциаций, необходима тренировка ассоциативного мышления. В идеальном варианте человек должен в нужный момент мгновенно найти нужную ассоциацию, даже если он и не подозревал, что у него такая ассоциация есть. Еще лучше, если человек умеет постоянно расширять круг своих ассоциаций. Тогда нужные ассоциации будут всегда, останется только взять их с нужной «полки».
Упражнения на развитие ассоциативного мышления можно разделить на три категории – освобождающие мышление, расширяющие круг ассоциаций и направляющие мышление. Как и в спорте, в тренировке такого мышления необходим своеобразный «разогрев», общая тренировка и, наконец, специальные упражнения для данного вида спорта. В нашем случае «спортсмен» должен владеть всеми видами этого «спорта».
Приведенные упражнения были отработаны со студентами Международной Высшей школы практической психологии (SPPA), Рижской Международной Высшей школы экономики и администрации бизнеса (RSEBAA) и Латвийского университета (LU).

1. Освобождение мышления Эта группа упражнений на начальном этапе обучения занимает большую часть тренировки. Позже она сократится до «разогрева». Задача этой группы – помочь обучаемым освободиться от основных стереотипов и клише, от стандартного, шаблонного мышления.

Примеры заданий:
• В группе идет беседа между самими обучаемыми. Задается любой вопрос. Ответ должен быть совершенно нелогичным. Например: «Как тебя зовут? – На улице светит солнце», «Какое блюдо тебе больше нравится? – Все в порядке!»
• Первый обучаемый называет или показывает любой цвет. Второй должен назвать любой цвет, который приходит в голову. Это может быть другой тон того же цвета или противоположный цвет. Лучше, однако, если цвета будут совершенно не связанными между собой. Например: «Голубой – темно-коричневый, пурпурный – грязно-серый». Еще лучше снабжать ответы эпитетами, например: «черный, как темнота погреба» или «зеленый, как молодые ростки». Эти ассоциации не должны быть основаны на какой-либо логике, а только на максимально образном мышлении.
• Один из обучаемых смотрит в окно и называет любой увиденный предмет. Второй называет первое, что приходит ему в голову в связи с этим.
• Обучаемые «разговаривают» между собой используя только что придуманные слова, значения которых никто из группы не знает. При образовании таких слов нельзя использовать слова или части слов из известных обучаемому языков. Собеседнику не нужно понимать, о чем говорит второй. («Барт курман зарашупил зо пэзли. – Ло, дэрн гроплис чунгли даракваст!» Задача – поддерживать «разговор» как можно дольше.
Хотя это упражнение кажется простым, но оно требует серьезных усилий. Задача упражнения – освободить мышление от обычных ограничений.

2. Расширение круга ассоциаций
В задачу этой группы упражнений входит расширение мышления, но не за счет изменения существующих представлений, а за счет создания новых. Цель этих упражнений будет достигнута, если ассоциации будут появляться свободно, но с некоторой долей логики – так, чтобы между ассоциациями можно было образовать какую-то логическую цепочку. Например, для ассоциации «море – собака» цепочка может быть такой: «бабушка живет возле моря – у ее соседа есть собака – эта собака часто бегает купаться в море».

Примеры заданий:
• Самое простое упражнение. Называется слово, обучаемый должен назвать любую ассоциацию на это слово. Отвечать нужно быстро, без долгих размышлений. Позже упражнение можно дополнить восстановлением цепочки ассоциаций.
• Модификация предыдущего упражнения: называется слово, и обучаемый должен назвать любое слово, которое не ассоциируется с названным. Позже упражнение можно дополнить требованием все же найти цепочку ассоциаций.
• Называется слово, обучаемый должен назвать другое слово, которое начинается на ту же букву (на тот же слог, или кончается на ту же букву, слог). («Бабушка – барсук», «крошка – палка».)
• Называется слово, обучаемый должен назвать другое слово, которое начинается на ту же букву (на тот же слог, или кончается на ту же букву, слог). Затем он же должен назвать ассоциацию на только что названное слово. Следующий обучаемый должен назвать слово на ту же букву и ассоциацию на это слово, и т.д. («Бабушка – барсук – Мех – маска».)
• Если в предыдущих упражнениях должны называться существительные, то теперь можно дополнить упражнение глаголами, прилагательными или числительными. («летать – дышать (воздух) – птица, свобода». «5 – пятизвездная гостиница, 5 пальцев»).
• Называется географический объект – страна, город и т.п. Обучаемый должен назвать ассоциацию, связанную для него с этим объектом. («Рио-де-Жанейро – белые штаны».)
• Называется какой-либо специфический профессиональный термин, неизвестный обучаемому. Обучаемый должен сказать, что может означать этот термин. («Сейсмограф – какой-то средневековый граф».)
• Индивидуально каждому обучаемому назвать 10 слов. К каждому слову обучаемый должен нарисовать свою ассоциацию. Затем обучаемые меняются листками, и каждый должен сказать, какие у него ассоциации с этими рисунками.
• Называется или показывается какой-либо цвет. Обучаемый должен назвать предмет, явление или сферу деятельности, с которой ассоциируется этот цвет. («Желтый – караван».)
• Ассоциации между ощущениями – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Например, воспроизвести какой-то звук и предложить назвать, с каким цветом (вкусом, запахом) он ассоциируется. Дать пощупать какой-то предмет с закрытыми глазами и предложить охарактеризовать внешний вид, цвет и вкус данного предмета.

3. Направляющие мышление Это последняя группа упражнений, имеющая наибольшее значение для создания необходимых ассоциаций. Ее цель – научить чувствовать систему необходимых ассоциаций, но в то же время не ограничивать себя этой системой. Во время тренировки обучаемым даются конкретные задания, которые необходимо решить с различных точек зрения. Таким образом обучаемые со временем учатся рассуждать с позиций различных профессий, национальностей, социальных слоев, религий, и других человеческих групп. Это не значит, что обучаемый будет себя ограничивать этими группами. Он просто научится применять нужные ассоциации в нужный момент.

Примеры заданий:
• Каждому участнику группы выдается какая-то профессия (врач, политик, ученый, художник и т.п.). Преподаватель называет тему и проблему, связанную с ней (например, ультиматум иноплянетян в течение недели ликвидировать на Земле все электрооборудование). Каждый участник должен «пофилософствовать» о решении этой проблемы с позиций «своей» профессии.
• Разыгрываются или раздаются профессии. Чем незнакомее для обучаемых профессии – тем лучше. В двух-трех словах нужно объяснить, что делает этот специалист. Дается реальное задание (улучшение движения транспорта, новые источники энергии, высокая заболеваемость людей в зимнее время и т.п.). нужно порассуждать, что представитель этой профессии может предложить. Каждый может «изобрести» для себя соответствующие профессии инструменты, приспособления, необходимые для решения проблемы.
• Если предыдущее упражнение вызывает трудности, его можно для начала облегчить. Выбираются более знакомые для обучаемых профессии. Это несколько ограничивает воображение, но и тут можно «пофилософствовать». Проблемы предлагаются подобные предыдущим.
• Преподаватель задает проблему или явление (как устранить то, что предметы тонут, плавают, падают, как бороться с наступлением темноты и т.п.) Обучаемый должен придумать профессию, изучающую или решающую эту проблему. В том числе – название профессии, методы изучения, и т.п. Для начала это нужно сделать в течение минуты, чтобы устранить «философствование». Затем можно увеличить время, чтобы решения стали более реальными.
• В качестве более длительного или даже домашнего задания предложить изучить специфику, терминологию и т.д. какой-либо профессии. И решить какую-либо проблему (в том числе и невыполнимыми способами).
• Упражнение с социальными слоями. Подобно предыдущим упражнениям, проблему следует решать с точки зрения разных социальных слоев.
• Упражнение с национальными особенностями. Разыгрываются или задаются «национальности». Задание основанно на стереотипных представлениях о национальных особенностях (русским нравится выпить, латыши ругаются между собой, евреи торгуются, эстонцы замедленные, американцы хвастаются, немцы педантичны и т.п.) Проблему следует решить с этих позиций.
• Упражнение с литературными персонажами. Разыгрываются или задаются персонажи литературы или кино (Фродо, Кащей, Доктор Нет, Красная шапочка, Гарри Поттер и др.). Проблему следует решить с позиций этих персонажей и доступными им инструментами.

В дополнение к этим упражнениям обучаемые должны использовать любые возможности для самостоятельного развития ассоциативного мышления. Для этого идеально подходит общественный транспорт. Например:
• Наблюдать за людьми в транспорте и в соответствии со стереотипами определить их возраст, род занятий, национальность, хобби и т.д.
• Наблюдать за рекламой за окном, случайно прочитанными словами или увиденными образами и называть возникающие ассоциации.

Практика показала, что после даже небольшого курса (два академических часа в неделю в течение семестра) значительно расширяется круг свободно используемых ассоциаций и управляемость ими.

Использованная литература:

1. Азимов А. Загадки микрокосмоса : От атома до галактики. Москва : ЗАО Центрполиграф, 2004. 287 с.

2. Мороз О.П. Прекрасна ли истина? Москва : Знание, 1989. 208 с.

  на главную | наверх