русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

История древнего мира. Редер Д.Г., Черкасова Е.А. Часть 1. Первобытное общество и Древний Восток. М.: Просвещение, 1985 г.

"Большинство советских ученых делят первобытнообщинную формацию на три этапа: 1) праобщина (первобытное стадо, дородовое общество); 2) родовая община (разделяется на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и позднюю родовую общину скотоводов и земледельцев); 3) проотокрестьянская община (первобытная соседская община, военная демократия, эпоха классобразования, распад родового строя)."
Стр. 5-6.

"Приблизительная датировка археологических эпох такова:
- ранний (нижний) палеолит - около 2 млн. - 40 тыс. лет назад;
- поздний (верхний) палеолит -  40-14 тыс. лет назад;
- мезолит - 14-8 тыс. лет назад;
- неолит - (большая часть памятников Европы и Азии) - 8-5 тыс. до н.э. (конец неолита, когда распространились медные орудия труда, называют энеолитом);
- бронзовый век - III тыс. - начало I тыс. до н.э.
- железный век - начало I тыс. до н.э."
Стр. 14

"Коллективный труд порождал общую собственность на средства производства. В собственности родовой общины находились земля, средства охоты и рыболовства, продукты производства
Наряду с коллективной существовала личная собственность. Отдельным лицам принадлежали изготовленные ими ручные орудия (копья, луки и т. д.). Эта собственность не находилась в противоречии с коллективной.
С общей собственностью связано коллективное потребление, являвшееся при низкой производительности труда необходимым условием выживания. Распределение было равнообеспечивающим. При распределении пищевых продуктов учитывались различия в потребностях по полу и возрасту.
4. Брак и семья. Вопрос о начальных формах брака и семьи пока еще не решен окончательно. Большинство советских ученых считают, что с возникновением дуально-родовой организации промискуитет сменился экзогамным дуально-родовым групповым браком. Браки заключались только между двумя родами этой организации. Такую направленную экзогамию называют эпигамией (греч. epi — направление к чему-нибудь).
При экзогамном дуально-родовом групповом браке женщины всех поколений одного рода являлись реальными или потенциальными женами мужчин всех поколений другого рода. По сравнению с промискуитетом такая форма брака, была шагом вперед в половых отношениях. Экзогамия устранила кровосмешение между родственниками всех поколений по женской линии, но попрежнему оставалось место для раздоров из-за женщин и кровосмешение по мужской линии (дети оставались в роду матери, поэтому брак был возможным даже между отцом и дочерью, двоюродными братьями и сестрами).
 
        В дальнейшем дуально-родовой групповой брак сузился до группового брака между лицами одного поколения. В этнографической литературе такой брак известен под названием кросс-кузенного или перекрестно-двоюродно-троюродного брака. Следующий шаг в сужении группового брака заключался в исключении браков между двоюродными, а затем троюродными братьями и сестрами. С введением этих запретов групповой брак стал невозможен, установился парный, или синдиасмический (греч. syindiasmos — соединение вместе). Первоначальный парный брак являлся недолговечным, непрочным, легкорасторжимым. Наряду с ним длительное время продолжали сохраняться пережитки группового брака.
Самой архаической формой экзогамии, дуально-родовой организации и группового брака считают австралийскую систему двух брачных экзогамных классов (секций), состоящих из родственников по женской линии. Браки заключались между классами. Групповой брак осуществлялся при двуклассовой системе между людьми всех поколений (только по мужской линии), при четырех-классовой (дети исключались из классов матерей) между людьми одного поколения, при восьмиклассовой системе запрещались брачные отношения между двоюродными братьями и сестрами по мужской линии.
       О времени возникновения парной семьи нет общепринятой концепции. Некоторые этнографы, исходя из бесспорного факта наличия парного брака у всех известных науке реликтовых обществ, полагают, что индивидуальный брак существовал в человеческом обществе извечно. Такой вывод находится в противоречии с данными этнографии о дуально-родовом групповом браке. Кроме того, известно, что самые отсталые реликтовые племена  (бушмены — коренные жители Восточной и Южной Африки, оттесненные племенами банту на юг Африки, а позднее загнанные голландскими колонизаторами в пустыню Калахари; огнеземельцы) имели мезолитическую культуру, т. е. были далеки от начальной поры человечества.
В последние годы отдельные советские исследователи, исходя из наличия небольших одноочажных и многоочажных жилищ, утверждают, что в позднем палеолите существовали парные семьи, жившие в отдельных домах или группировавшиеся вокруг очагов в больших жилищах. Этих археологических данных недостаточно для доказательства появления парных семей в верхнем палеолите. Вокруг одного очага не могли группироваться все жители общего дома.
По мнению Моргана, парная семья возникла на рубеже  между дикостью и варварством, т. е. на грани перехода от мезо- лита к неолиту. Этнографами зафиксирована она у реликтовых племен с мезолитической культурой.
Парный брак установил отцовство. Супруги парной семьи каждый имели личное имущество, которое наследовалось членами их родов. Дети принадлежали матери и ее роду, поэтому они  являлись наследниками имущества только матери. Муж был собственником оружия, орудий, охотничьих и рыболовных принадлежностей. Жене принадлежала домашняя утварь. Брак расторгался по желанию любой из сторон. Поселение супругов было  уксорилокальным[1]. Парная семья не являлась обособленной экономической ячейкой, противостоящей родовой общине.
5. Родо-племенная организация. Возникшая дуально-родовая организация представляла собой зародыш новой этносоциальной общности — племени. По вопросу о времени появления племени пока нет единого мнения. Часть исследователей его формирование относит к переходу от раннего палеолита к позднему, другие — к верхнему палеолиту или мезолиту. Отсутствует также однозначная трактовка племени. В зарубежной литературе понятие племени не имеет никакой определенности, поскольку в ней племенем называют любую территориальную общность у народов . «доиндустриального» уровня развития.
Большинство советских ученых считают племя этносоциальным образованием, т. е. одновременно социальным организмом и этнической общностью. Для племени в таком понимании характерны следующие признаки; территориальная, экономическая, идеологическая общность, родственные связи, эндогамность, самоназвание, наличие диалекта, аппарата управления, единой военной организации. Эти черты складывались постепенно по мере укрепления и усложнения отношений между родами племени. Род в позднем палеолите представлял собой социально-экономическую " ячейку общества, имел кормовую территорию, которая, очевидно, находилась в его собственности. Межродовые связи на первых  порах, вероятно, ограничивались в основном взаимобрачием и эпизодическими общими мероприятиями (например, организация и проведение общих охотничьих облав, брачных церемоний). Зародышевое племя состояло из двух родов.
Ко времени мезолита в родо-племенной организации произошли изменения. Материнский род перешел на новую ступень своего развития. Постоянный брачный контакт сопровождался налаживанием все более регулярного хозяйственного сотрудничества, культурно-бытового обмена, языкового взаимовлияния.
Этнографические источники свидетельствуют о существовании в позднем мезолите развитой родо-племенной организации, состоявшей не из двух, а большего числа родовых общин, связи между которыми усложнились, племена уже имели свои культурно-бытовые особенности, имена, территории, диалекты.
Управление обществом осуществлялось на основе принципов первобытной демократии". Стр. 59-61. 
 


[1] От лат. ихог — жена, locus — место. Брачное поселение, когда мужья жили в селениях своих жен, в их родовых общинах.
  на главную | наверх