Урок 9. Прием ускорить-замедлить.
1. Разминка.
Эстафета. Первый этап - задание (например, передать мяч) выполняется как можно быстрее; второй этап - как можно медленнее.
Во втором этапе эстафеты возникает задача аналогичная "да-нетке" про джигитов (задача разбирается в тексте "входа в урок"). По условиям необходимо передавать мяч с некоторой скоростью, т.е. производить движение, но одновременно, для того, чтобы выиграть, нужно передавать мяч как можно медленнее в идеале вообще без скорости, т.е. не производить никакого движения. Если детям удается найти решение в процессе игры, обязательно зафиксируйте его на доске.
2. Домашнее задание.
2-3 самых интересных карточки с примерами применения приема наоборот.
3. Вход в урок.
Два джигита соревнуются, чей конь последним придет к финишу. Но дело не идет, оба стоят на месте. Они обращаются за советом к мудрецу. Старик подошел, шепнул что-то на ухо каждому. После этого они поскакали во весь опор. Что сказал мудрец?
Задача возникла в результате применения приема наоборот: нужно выполнить действие как можно медленнее, привести коня к финишу не первым (как в обычном соревновании), а наоборот последним. Как же ускорить джигитов?
Контрольный ответ: джигитам нужно поменяться местами, тогда каждый из них будет стремиться привести коня соперника первым к финишу, оставляя за своим конем последнее, в данных условиях выигрышное, место.
Как же все-таки узнать, кто пришел к финишу первым?
Один из часто используемых вариантов: фотофиниш.
С помощью замедленной съемки можно получить немало важной и интересной информации.
4. Основная тема.
Итак, сегодня мы познакомимся с особенностями применения приема ускорить - замедлить, научимся с его помощью решать задачи, получать фантастические идеи.
Упражнение1.
Закончите предложения.
Я хотел бы так быстро расти, чтобы скорее стать взрослым
Я хотел бы так медленно играть, чтобы всегда быть веселым
Здесь приведены ответы детей, которые прозвучали в разных группах на уроке по этой теме.
Что бывает быстрым и медленным одновременно?
Варианты ответов:
урок: скучный - медленный, интересный - быстрый;
каникулы: зимой - медленные, летом - быстрые;
автобус: для того, кто торопится - медленный, а для других - быстрый;
время: когда ждешь - медленное; когда радуешься - быстрое.
5. Психотехнические и развивающие игры.
В результате применения приема ускорить-замедлить возникают противоречия. Цель проводимой на этом уроке игры: разыгрывая предлагаемые сценки в активных действиях, найти решения возникающих задач.Следующий этап научиться прогнозировать возможные последствия изменений в системах и предложить варианты разрешения противоречий.
Винни-Пух и Пятачок собрались в гости. Но по дороге они встретили волшебника Замри - Отомри. Он может замедлить или ускорить все что угодно. Коснулся волшебник Винни-Пуха, и медвежонок замер. Коснулся Пятачка - поросенок стал крутиться как волчок. Как же теперь добраться в гости вместе?
Разберитесь, что хорошо и что плохо в этой ситуации.
Нарисуйте волшебника
Замри-Отомри
6. Упражнения по развитию речи и созданию творческого продукта.
В городе Фантазий есть необычный трамвай: он ездит то быстро - быстро (как самолет), то медленно - медленно (как черепаха). Составьте расписание этого трамвая так, чтобы жителям города был удобен такой маршрут.
Время |
Медленно или быстро |
|
|
В этом упражнении детям необходимо хорошо представить себе надсистему, в которой происходят изменения. Эта надсистема - город - хорошо им знакома. Чтобы разобраться с возможными последствиями применения приема в этой надсистеме, необходимо выделить как можно больше конкретных систем, которые составляют город. Например, взрослые жители города каждое утро в будние дни торопятся на работу - трамвай должен двигаться быстро. В праздничные дни взрослые с удовольствием совершат неторопливую прогулку по своему любимому городу - трамвай должен двигаться медленно.
В этом упражнении применяются знания детей об изменении систем во времени, которые они получили на уроках РТВ в 1-м классе (тема "Что было и что будет?"). Уроки в первом классе -это начало знакомства со сложным понятием времени, с возможностями применения знаний об изменениях систем во времени для решения возникающих задач. Во 2-м классе при изучении этой темы, основное внимание уделено получению фантастических идей при перемещении во времени (очень богатый материал по этой теме можно найти в фантастической литературе).
Как преобразится улица, по которой ходит такой трамвай?
7. Подведение итогов.
Домашнее задание. Выписать на карточки примеры применения приема ускорить - замедлить.