Урок 8. Прием наоборот.
Прием наоборот (инверсия) наиболее трудный для понимания и самостоятельного активного применения. Для младших школьников неплохим результатом работы на уроке по данной теме будет научиться выделять примеры применения приема наоборот и вместе с учителем применять его для решения простых творческих задач и получения фантастических идей. При дальнейшем изучении курса РТВ (в средних и старших классах) навыки практического применения этого и более сложных приемов формируются в результате специальных упражнений и становятся сильными инструментами для решения творческих задач в разных областях человеческой деятельности.
Зарядка наоборот. Варианты проведения упражнения вы найдете в "Картотеке к урокам РТВ для 2-го класса."
2. Домашнее задание.
2-3 интересных примера применения приема объединить-разъединить.
3. Вход в урок.
Никогда не мойте руки, Уши, шею и лицо. Это вредное занятие Не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки, Уши, шея и лицо. |
Так зачем же тратить силы, Время попусту терять. Стричься тоже бесполезно, Никому это не нужно - К старости сама собою Облысеет голова. Г. Остер. |
НАОБОРОТ.
Примеры использования приема наоборот в литературе вы найдете в "Картотеке к урокам РТВ для 2-го класса". Напомните детям один - два эпизода, в которых использован прием наоборот, а затем предложите им самим вспомнить подобные примеры. Учтите, что дети еще не знакомы с методикой применения приема наоборот. Если их примеры будут неточными, зачитайте еще один, обращая внимание, что и как сделано наоборот. Фея Инверсия всегда поступает наоборот. Как Алиса в стране чудес. Нарисуйте Фею Инверсию
Упражнение 1. Бывают слова и даже целые выражения, которые читаются справа налево и слева направо одинаково. Называются они палиндромы.
А роза упала на лапу Азора.
Город ад, а дорог!
Прочитайте наоборот.
А вы знаете такие слова?
Из слов, предложенных детьми, попробуйте составить предложения.
Подберите героя наоборот:
Буратино -
Карлсон -
Винни Пух -
Айболит -
Чебурашка -
Незнайка -
? - ?
Это упражнение можно выполнять в устной и письменной форме.
Бывает, что реки текут в обратную сторону. Так происходит, например, на Днепре, на Оби и других больших реках. Во время весеннего паводка притоки быстрее освобождаются ото льда, и вода, достигнув русла реки, устремляется назад.
В приведенных ниже схемах используются следующие обозначения:
С - система;
Св - свойства;
АСв - антисвойства;
АС - антисистема;
Ф - функция;
АФ - антифункция.
Как же придумать систему наоборот?
С Þ Св Þ АСв Þ АС
С Þ Ф Þ АФ Þ АС
Левая нога - зеркальное отражение правой. Применим прием наоборот: нужно сделать слепок из эластичного материала, например из резины и вывернуть его наизнанку.
В "Картотеке к урокам РТВ для 2-го класса" вы найдете "да-нетки", которые решаются с применением приема наоборот.
Цель проводимой на этом уроке игры потренироваться в подборе антисвойств, антифункций и антисистем. Форма проведения игры может быть различной (варианты сценария вы найдете в "Картотеке к урокам РТВ для 2-го класса).
В городе Фантазий есть улица, на которой все наоборот: дом - наоборот, деревья - наоборот, машины - наоборот... Нарисуйте улицу наоборот.
7. Подведение итогов. Выпишите на карточки примеры применения приема наоборот.