русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Урок 5. Волшебный магазин (МФО).

 

 

"Морфологический анализ выделяет в рассматриваемой системе лишь характерные для нее признаки. И тем не менее получаются неожиданные сочетания признаков. А что если на совершенствуемую систему или объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов? Тогда число необычных, неожиданных вариантов резко возрастет.

Эта идея и послужила основой метода фокальных объектов.

Таким образом, метод фокальных объектов рекомендует переносить признаки каких-то других объектов на усовершенствуемый объект, который в этом случае находится как бы в фокусе переноса. После переноса возникают необычные сочетания, которые можно развить путем свободных ассоциаций, после чего произвести отбор полезных решений.

Метод фокальных объектов в первоначальном виде был известен под названием "метода каталога", предложенного профессором Берлинского университета Ф. Кунце еще в 1926 г. Позже, в 50-е годы, он был усовершенствован американским специалистом в области методологии изобретательства Ч. Вайтингом."

Г. Альтшуллер. Теория и практика решения изобретательских задач., Горький, 1976г. стр. 54.

1.   Разминка.

"Картотека к урокам РТВ для 2-го класса" тренинг "сравнения".

2.   Домашнее задание. Зачитать лучшие карточки.

3.   Вход в урок.

Волшебник Дели-Давай решил устроиться на работу. Он узнал, что в городе Фантазий есть магазин «МФО». Директор магазина устроил небольшое испытание волшебнику. В магазине «МФО» продаются не совсем обычные вещи: ароматные часы, пушистые лампы, бегающий календарь... Что бы еще придумать?

4. Основная тема.

И вот тогда Дели-Давай и научился получать новые идеи с помощью Метода Фокальных Объектов.

Итак, выберем систему, которую будем изменять:

                                      лампа                                     

 

Теперь назовите наугад 4 любые системы :

сист.1              сист.2                сист.3                 сист.4

 

роза                  гвоздь               лед                    одеяло

 

  Перечислите свойства этих систем и заполните схему:

система 1                                                        система 2 

   

  роза                                                                     гвоздь                                                                               

- ароматная                                                 - блестящий

- колючая                        лампа                      - острый    

- алая                                                               - ржавый

- нежная                                                         - изогнутый

 

            система 3                                                         система 4

              лед                                                                      одеяло

 

- сверкающий                                               - теплое  

- обжигающе-холодный                              - пушистое

- острый                                                        - мягкое

- твердый                                                    - шерстяное

Система, которую мы хотим изменить, оказывается  «в фокусе» 4-х других. Вот и метод,  с помощью которого мы изменяли систему, называется «метод фокальных объектов».

Сочетания этой системы и свойств, перечисленных вами, выпишите здесь:

- лампа колючая;

- лампа нежная;

- лампа изогнутая;

- лампа пушистая;

- лампа шерстяная

 

6. Упражнение на развитие речи или создание творческого продукта.

Дополните свои идеи (придумайте историю, в которой кто-то приобрел придуманную вами вещь, и что из этого вышло...)

Эта работа выполнена на уроке русского языка в пятом классе (преподаватель Рожкова М.В.). Метод фокальных объектов дает хорошие результаты в работе по развитию речи.

 

Коровий автомобиль

Однажды корова купила автомобиль, да не простой, а школьный. И стала она ребят, опаздывающих в школу подвозить. Пока ребята были в школе, она развозила молоко по заказам. На вырученные деньги корова покупала бензин и траву - в городе-то хорошей травы нет! И все время, когда ребята опаздывали, они говорили родителям: "Я успею - поеду на коровьем автомобиле!"

Чеботарев Максим, 5-а класс 17 школа.

 

 

 

Как вы думаете, волшебника Дели-Давай приняли на работу?

 

7.   Подведение итогов.

Домашнее задание: придумайте рекламу для товара, придуманного вами для магазина МФО.

 

 

  на главную | наверх