Урок 5. Волшебный магазин (МФО).
"Морфологический анализ выделяет в рассматриваемой системе лишь характерные для нее признаки. И тем не менее получаются неожиданные сочетания признаков. А что если на совершенствуемую систему или объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов? Тогда число необычных, неожиданных вариантов резко возрастет.
Эта идея и послужила основой метода фокальных объектов.
Таким образом, метод фокальных объектов рекомендует переносить признаки каких-то других объектов на усовершенствуемый объект, который в этом случае находится как бы в фокусе переноса. После переноса возникают необычные сочетания, которые можно развить путем свободных ассоциаций, после чего произвести отбор полезных решений.
Метод фокальных объектов в первоначальном виде был известен под названием "метода каталога", предложенного профессором Берлинского университета Ф. Кунце еще в 1926 г. Позже, в 50-е годы, он был усовершенствован американским специалистом в области методологии изобретательства Ч. Вайтингом."
Г. Альтшуллер. Теория и практика решения изобретательских задач., Горький, 1976г. стр. 54.
1. Разминка.
"Картотека к урокам РТВ для 2-го класса" тренинг "сравнения".
2. Домашнее задание. Зачитать лучшие карточки.
3. Вход в урок.
Волшебник Дели-Давай решил устроиться на работу. Он узнал, что в городе Фантазий есть магазин «МФО». Директор магазина устроил небольшое испытание волшебнику. В магазине «МФО» продаются не совсем обычные вещи: ароматные часы, пушистые лампы, бегающий календарь... Что бы еще придумать?
4. Основная тема.
И вот тогда Дели-Давай и научился получать новые идеи с помощью Метода Фокальных Объектов.
Итак, выберем систему, которую будем изменять:
лампа
Теперь назовите наугад 4 любые системы :
роза гвоздь лед одеяло
Перечислите свойства этих систем и заполните схему:
роза гвоздь
- ароматная - блестящий
- колючая лампа - острый
- нежная - изогнутый
система 3 система 4
лед одеяло
- сверкающий - теплое
- обжигающе-холодный - пушистое
- острый - мягкое
- твердый - шерстяное
Система, которую мы хотим изменить, оказывается «в фокусе» 4-х других. Вот и метод, с помощью которого мы изменяли систему, называется «метод фокальных объектов».
Сочетания этой системы и свойств, перечисленных вами, выпишите здесь:
- лампа колючая;
- лампа нежная;
- лампа изогнутая;
- лампа пушистая;
- лампа шерстяная
6. Упражнение на развитие речи или создание творческого продукта.
Дополните свои идеи (придумайте историю, в которой кто-то приобрел придуманную вами вещь, и что из этого вышло...)
Эта работа выполнена на уроке русского языка в пятом классе (преподаватель Рожкова М.В.). Метод фокальных объектов дает хорошие результаты в работе по развитию речи.
Коровий автомобиль Однажды корова купила автомобиль, да не простой, а школьный. И стала она ребят, опаздывающих в школу подвозить. Пока ребята были в школе, она развозила молоко по заказам. На вырученные деньги корова покупала бензин и траву - в городе-то хорошей травы нет! И все время, когда ребята опаздывали, они говорили родителям: "Я успею - поеду на коровьем автомобиле!" Чеботарев Максим, 5-а класс 17 школа. |
|
Как вы думаете, волшебника Дели-Давай приняли на работу?
7. Подведение итогов.
Домашнее задание: придумайте рекламу для товара, придуманного вами для магазина МФО.