Урок 4. Необыкновенные обитатели города Фантазий (прием оживления).
На уроке обучения грамоте в 1-а классе (преподаватель Володина Г.Н.) дети вместе с учителем путешествовали по королевству букв. Королева рассказывала им, из каких элементов состоят ее подданные. Каждая буква, проявляя особенности своего характера, помогала детям красиво и правильно писать сначала отдельные буквы, затем слоги и наконец слова. Для детей такое превращение букв в персонажей сказочного повествования делает интереснее, увлекательнее работу, которая требует терпения и усидчивости - качеств далеко не всегда присущих младшим школьникам. Меня очень удивило, что первоклашки весь урок усердно трудятся, старательно выводят "ножку балерины", "гнездышко", "ружье солдатика" и не только не устают, не теряют интерес к делу, а стараются довести все до конца, получить нужный результат.
Уверена, что и вы можете вспомнить множество примеров применения приема оживления в работе на разных уроках. Я хотела бы, однако, обратить ваше внимание на существенное отличие работы с этим приемом на уроке РТВ. Основная задача урока по теме "Необыкновенные обитатели г. Фантазий" - научить детей осознанно пользоваться приемом оживления для создания образов, обладающих заданными свойствами; использовать ресурсы данной системы и типичных для нее надсистем для описания поведения, характера и других особенностей получившегося персонажа; применять данный прием для сочинения фантастических рассказов или сказок; находить в литературе примеры использования приема оживления, выделять свойства исходной системы, которые помогли создать тот или иной образ.
Освоив этот прием на уроке РТВ, дети могут применять его на любом другом уроке. Таким образом, учитель может использовать прием оживления как инструмент для работы., Создаваемые таким способом образы подключают к познанию эмоциональную сферу ребенка, что значительно облегчает запоминание и понимание сложных понятий и закономерностей.
1. Разминка.
"Картотека к урокам РТВ для 2-го класса" раздел "жесты и мимика." Задания типа: "что чувствует или делает изображенный человек", "что означает этот условный рисунок" и т.д., нужно дополнить вопросами: "на какой предмет похож человек с такой внешностью, поведением?", "какие свойства характера этого персонажа напоминают вам тот или иной предмет?"
2. Домашнее задание.
Зачитать 2-3 лучшие работы по теме "Морфологический ящик".
3. Вход в урок.
Скажите, пожалуйста, кто сегодня забыл дома ручку, карандаш или резинку? Как, ваши пеналы снова не напомнили вам о них?
4. Основная тема.
У Эмиля есть пенал, который каждое утро проверяет, все ли мальчик взял с собой в школу. Такой внимательный и заботливый пенал...
А знаете ли вы, что у всех вещей, у всех предметов в городе Фантазий свой характер, свои привычки? Хотите познакомиться с ними поближе?
Выберите любую систему на вашем столе.
Какая она, выбранная вами система:
-
Здесь нужно, чтобы дети обратили внимание на чисто внешние, но характерные именно для этой конкретной системы свойства.
как вы думаете, какие свойства характера могли бы быть у человека с похожей внешностью: |
напишите здесь противоположные свойства характера: |
- - - - |
- - - - |
Нарисуйте вашу систему так, чтобы было понятно, какие свойства характера есть у вашего героя . В каждой сказке кроме доброго и веселого героя есть злой и хитрый или герой - наоборот. Нарисуйте героя - наоборот. |
|
ваш новый знакомый |
герой - наоборот |
5. Психотехнические и развивающие игры.
Чтобы дети почувствовали себя одним из придуманных героев, можно подготовить и разыграть сценки из школьной жизни, в которых действуют эти персонажи.
6. Упражнение на развитие речи или создание творческого продукта.
Напишите здесь небольшую историю о ваших новых знакомых обитателях города Фантазий.
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
7. Подведение итогов.
Домашнее задание: найти примеры использования приема оживления и записать их в конце тетради на карточках.