русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Урок 2. Картотека - первый шаг на пути к творчеству.

 

                              Как организовать творческую, научно-исследовательскую работу младших школьников - задача не из легких. Одним из наиболее доступных и  продуктивных способов организации такой работы может стать ведение картотек по самым разным направлениям. Значению личной картотеки для творческой работы,  технологии ведения картотек, этапам исследовательской работы посвящена статья М.С. Рубина "Личные картотеки - фундамент творчества". Эта статья результат глубокого исследования опыта ведения картотек, анализ закономерностей развития картотек.  В комментариях  к данной теме приведены  отрывки из этой статьи.

"Решение научных  и  инженерных задач,  обучение и привлечение к творчеству,  работа художников,  композиторов,  писателей - везде  необходима   картотека того или иного вида.  Вот,  например,  строки из "Золотой розы"   К.Г.Паустовского:  "Каждая минута,  каждое брошенное  невзначай  слово  и   взгляд,  каждая  глубокая или шутливая мысль,  каждое незаметное движение   человеческого сердца,  так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в   ночной луже,  - все это крупинки золотой пыли.  Мы, литераторы, извлекаем   их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя,  превращаем  в сплав и потом выковываем из этого сплава свою "золотую   розу" - повесть,  роман или поэму." Эту мысль Паустовского о работе литераторов  смело  можно отнести к любому виду творчества.  В этом мы еще не  раз убедимся.

 

ПУТЬ К ТВОРЧЕСТВУ ПРОХОДИТ  ЧЕРЕЗ  СОЗДАНИЕ   ЛИЧНЫХ КАРТОТЕК ИЛИ КОЛЛЕКЦИЙ С УНИКАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ, НОВОЙ И НЕОЖИДАННОЙ ТЕМАТИКОЙ ЭТОТ ПУТЬ ПРОСТ И ДОСТУПЕН.  ИМЕННО ПОЭТОМУ МНОГИМ  КАЖЕТСЯ,  ЧТО  ОН  НЕ  МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К СИЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ. ИСТИННАЯ ПРИЧИНА ОТКАЗА ОТ ВЕДЕНИЯ  ЛИЧНОЙ  КАРТОТЕКИ  -  БОЯЗНЬ РИСКА:  А ВДРУГ ИЗ ВСЕГО ЭТОГО НИЧЕГО НЕ ВЫЙДЕТ".

М.С. Рубин "Личные картотеки - фундамент творчества".

 

1.   Разминка.

Игры на развитие внимания, памяти ("Картотека к урокам РТВ для 2-го класса").

2.   Домашнее задание.

Примеры интересных решений в архитектуре города.

3.   Вход в урок.

Можете ли вы сказать: говорит человек правду или обманывает?

("Картотека к урокам РТВ для   2-го класса" раздел "Жесты").

            Несколько необычный вопрос для начала урока. Согласитесь, однако, что это нередко встречающаяся творческая задача. Попробуйте сначала представить себе ситуацию, в которой необходимо решить подобную задачу и предложите способ решения.

 

 

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру.

Один из учеников выходит за дверь и ждет, когда его вызовут.Трое выходят к доске.  Договариваемся, что один из них будет говорить неправду, а остальные верно отвечать на вопросы. Задача  ученика, стоявшего за дверью, задать несколько вопросов одноклассникам и понять, кто из них говорит неправду.

При обсуждении результатов этой игры постарайтесь вместе с детьми выяснить, что именно помогло узнать, какой ребенок сказал неправду. Обратите внимание, что еще можно узнать о человеке по его мимике и жестам. Рассказ В. Драгунского "Тайное становится явным" - увлекательное и забавное описание ситуации, в которой умение "читать" жесты и мимику людей помогает разобраться в том, что произошло.

 

4.   Основная тема.

Упражнение 1. По коротким описаниям внешности и поведения известных героев детских книг нужно угадать произведение и героя. Как получаются такие точные описания?

Обсудите с детьми, как важно и полезно быть наблюдательным. Предложите подготовить описания поведения, привычек, внешности домашних любимцев или животных на улице (это могут быть и запоминающиеся, яркие эпизоды из книг). 

«... Мы завели картотеку, на каждое животное по три карточки: розовая, голубая и белая. Белая карточка - «анкета», на ней записано, где приобретен образец, в каком состоянии поступил в зоопарк и так далее. Розовая карточка - история болезни, в ней содержатся все сведения о здоровье и лечении животного. Голубая карточка - данные  о поведении. Пожалуй, она самая важная, ведь на ней - записи о брачных играх, сроках беременности, территориальных метках и тьма других сведений...

... Хотя тапиров давно разводят в зоопарках, ни в одной из книг моей библиотеки не были упомянуты три факта, которые  мы установили опытным путем. Первое: определить срок беременности почти невозможно - не прощупывается шевеление плода. Второе: соски наполняются молоком только после родов. И третье: мамаша кормит детеныша лежа. Кстати, добродушный нрав Клодетты позволили нам без труда взять образцы молока и отправить на анализ. Если в будущем у какой-нибудь самки тапира в нашем зоопарке почему-то не окажется молока, мы будем точно знать, какую смесь составить. Все данные были занесены на карточки и опубликованы в нашем ежегодном отчете».

Джеральд Даррелл. Поймайте мне колобуса. Москва «Мир», 1985, стр. 29-32.

 

Возможно, у вас есть свои примеры, когда целенаправленный сбор информации (ведение картотек) помогли в работе, в поисках ответа на трудный вопрос.

 

"КАРТОЧКА 5. Из картотеки Н.Ю. Мурашковского г. Елгава, Латвия)

"У крокодилов много особенностей. Например, в ротовой полости нет у них слюнных желез,  нет и мочевого пузыря, а в желудке взрослых особей всегда находится  много камней. Зачем они? Предполагают, что камни облегчают плавание, придавая животному большую устойчивость."

                  "Юный натуралист", N 1, 1990, стр. 37.

Из подобных примеров Коля Мурашковский составляет  учебные  задачи  и   даже проводит по ним небольшие занятия со взрослыми. Совсем маленьким ребенком он решил стать врачом и начал собирать картотеку  по  биологии.  К   тому времени,  когда у него появилась карточка про крокодило,в ему уже исполнилось шесть лет.

 

СБОР ЛИЧНОЙ КАРТОТЕКИ - УДОБНАЯ И ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТВОРЧЕСТВУ,  ТОЧНЕЕ, К ОДНОМУ ИЗ ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ ЭТАПОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Одно время мне даже казалось, что личная картотека, подобно волшебной   палочке,  может сформировать из ребенка творца.  Впрочем, так оно и есть:  личная картотека - это прямой путь к исследовательской,  творческой работе. Сложность лишь в том, чтобы картотека регулярно велась и развивалась.  Самая  же  большая трудность:  желание вести картотеку должно исходить от   самого ребенка. Нажим взрослых тут мало поможет.

У меня нет универсальных рецептов, позволяющих привлечь детей к ведению личных картотек, но некоторым опытом я все же поделюсь.

1. Педагог или родитель должен САМ вести личную картотеку творческого   характера. Причем, ребенок это должен видеть.

2. Тема  картотеки должна строиться на глубоком внутреннем мотиве ребенка (желании стать врачом,  любви к веселым комиксам или фокусам,  уверенности в существовании НЛО и т.д.)

3. На первом этапе главное для ребенка -  освоить  чисто  технические   приемы ведения картотеки: вырезать, наклеивать, надписывать карточки... С   самого раннего возраста ребенка можно приучать к печатающей машинке или к   ЭВМ для оформления карточек.

4. Не удивляйтесь и не расстраивайтесь,  когда  "глубокий  внутренний  мотив" ребенка довольно быстро иссякнет.  Ищите новый мотив,  новую тему,  новый способ привлечь ребенка к ведению картотеки. Недопустимо учить вести картотеку насильно, ценой полного отвращения к этому занятию.

5. Ни при каких обстоятельствах нельзя ребенка заставлять вести  картотеку. Лучше сделайте паузу в месяц, несколько месяцев, год. За это время необходимо постоянно повышать значимость той картотеки,  которая  была  собрана.

6. Можно выделить не мало мотивов,  способствующих ведению  картотеки   ребенком:  повторение того,  что делают взрослые,  одобрение и интерес со стороны взрослых (особенно близких),  любопытство к новому  занятию,  использование картотеки взрослыми,  соревнование, использование картотеки в  какой-то деятельности, использование картотеки для игр, создания игрушек,  фокусов или просто полезных и необходимых вещей. Ребенок всегда будет искать ясную и ощутимую пользу от картотеки не когда-нибудь  в  будущем,  а   сейчас, в крайнем случае - завтра.

 

Иногда педагоги на моих семинарах удивляются:  что тут нового? О важности и полезности картотеки знают все. Безусловно, так оно и есть. Нужно  добавить лишь две особенности творческих картотек:

- речь идет о сборе картотеки ИДЕЙ, а не просто информации;

- работа над картотекой должна генерировать НОВЫЕ ИДЕИ.

 Одно из главных отличий творческой картотеки - ее уникальность. Я ничего не имею против сбора бабочек, этикеток, марок, банок из под пива или  вкладышей от жвачек.  Просто мы сейчас с Вами говорим совсем о другом - о  творчестве. Я хотел бы, чтобы читатель ясно видел отличие творческой картотеки от обычного коллекционирования." 

М.С. Рубин, "Личные картотеки - фундамент творчества."

В этом году ведение картотек поможет нам не только разобраться в новых методах придумывания оригинальных идей, но и с их помощью создавать свои идеи, свои фантастические рассказы, свои задачи.

Для ведения картотеки удобно пользоваться заранее приготовленными карточками. Сегодня мы научимся заполнять такие карточки.

Мы с вами на уроках часто решаем задачи "да-нетки". Многие из вас с удовольствием рассказывают их своим друзьям, родителям, братьям или сестрам. Но задач с каждым уроком становится больше и больше,  запомнить их все и ничего не перепутать становится все труднее. Вам помогут карточки, помещенные в конце тетради. Кроме того, на каждом уроке вы будете получать задания для работы с ними.  Заполняя по 1-2 карточки к каждому уроку, вы получите интересный материал в конце года.

Образец карточки.

1. Автор.

 

2. Тема. Да-нетка.

 

3. Текст карточки. Человек вошел в лес, и его не стало. Куда он исчез?

 

4. Дополнения (ответ к задаче, разгадка фокуса, рисунок нового изделия и др.) Лесоруб лес вырубил.

 

5.   Источник информации. Картотека Рубина М.С.

 Выберите для себя тему для картотеки. Это может быть:

- жизнь животных;

- жизнь растений;

- "оч.умелые ручки";

- фокусы;

- праздничные традиции;

- задачи из сказок, мультфильмов и др.

 

5. Психотехнические и развивающие игры.

"Картотека к урокам РТВ для 2-го класса", серия игр по работе с текстовой информацией.

 

7.   Подведение итогов.

"Жюль Верн не патентовал изобретения, он их просто описывал в своих романах. Но чтобы придумывать технические и научные новшества, Жюль Верн всю жизнь - с юности - следил за новинками науки и техники, делал выписки из книг, журналов, газет. Биографы утверждают, что в картотеке великого писателя накопилось 20 тысяч карточек с выписками по технике, географии, физике, астрономии...

Многие современные изобретатели регулярно пополняют свои личные картотеки. Основу таких картотек обычно составляют сведения по изобретательскому применению физических, химических и геометрических эффектов. Описания сильных приемов и всяких изобретательских хитростей. Информация о новых веществах и новых материалах. Словом, все то, что может пригодиться при решении задач.

Картотека постепенно пополняется и с какого-то момента начинает помогать при поиске новых идей. Иногда старая и, казалось бы, забытая карточка позволяет сразу решить трудную задачу.

Есть в моей картотеке листок с выпиской из книги, которой исполнилось ровно сто лет. Называется книга так:

ЧУДЕСА СВЕТА

Наука на пользу и богатство человека.

Три тома со множеством рисунков.

Составлено

Даниловичем и Кустаревским

 под редакцией А. Славского.

Москва

Склад издания

у книготорговца С. И. Леухина.

1886 год.

Вот выписка из этой книги:

"§ 89. Мгновенное распускание цветка под влиянием электричества.

Фокусник берет недавно срезанный бутон какого-нибудь цветка, по преимуществу розы или камелии, веточка которого на том месте, где он срезан, залеплена воском, и показывает его предварительно зрителям для того, чтобы доказать им, что в бутоне нет никаких приспособлений и вообще ничего искусственного.

Затем он снимает воск, втыкает веточку на длинную проволоку и вставляет ее в свою очередь в стол, говоря, что он это делает, чтобы все видели, что нет подмены.

После этого он делает знак своему ассистенту, который соединяет батарею с проводом, и таким образом ток электричества достигает и проникает в бутон, а под влиянием этой великой силы,, на глазах у зрителей бутон начинает полнеть и быстро распускается, превращаясь в роскошный цветок..."

Сто лет назад это было почти невероятным фокусом, а теперь на уроках физики в седьмом классе проходят: одноименные заряды отталкиваются, разноименные притягиваются. Фокусник зарядил лепестки цветка одноименными зарядами - вот и вся хитрость.

Фокус прост, но он позволяет сделать вполне современные изобретения, используя старинную подсказку. Чтобы во время сильного ветра лепестки цветков не смыкались и на прекращалось опыление, предложено зарядить их одноименными зарядами."

Г. Альтов. И тут появился изобретатель. Москва "Детская литература", 1989г. стр.129-130.

 

  на главную | наверх