Урок 5-8. Конструктор для сказок (карты Проппа).
1. Разминка.
"Да-нетка" из сказки.
"Совместить несовместимое." "Картотека для 1-го класса часть 2."
2. Домашнее задание.
Рисунки "испорченных сказок".
3. Вход в урок.
Тема нашего урока сегодня очень необычна: "Конструктор для сказок".
Что такое конструктор, вы, конечно же, знаете. Это набор деталей, из которых можно что-то построить.
А что же такое конструктор для сказки?
Прежде чем ответить на этот вопрос, заглянем в далекое прошлое. Возможно, все так и было около 1000 лет назад...
4. Основная тема.
Однажды солнечным утром всех мальчиков, которые еще ни разу не ходили на охоту, собрали на большой поляне у реки. Каждого снарядили как для дальней дороги. Старичок, который в детстве вырезал для них деревянные игрушки, повел их в дремучий лес. Конечно, им было страшновато, но как они могли показать свой страх своим друзьям? Кто же с ними тогда дружить будет!? Долго ли, коротко ли шли они по лесу, и добрались, наконец, до избушки. Много слышали они от взрослых про избушку эту: кто в ней побывает, да живым вернется, тому все нипочем. Что-то ждет их в этой избушке? Старичок довел их до самых ворот, постучал, сказал слова заветные. Впустили всех мальчиков в избушку. |
Лето сменилось осенью; зима принесла снег и морозы; весна была быстрая, солнышко растопило сугробы, зазвенела капель... Мальчики стали настоящими мужчинами за этот трудный для них год. Теперь они вместе со взрослыми смогут ходить на охоту, отпустят бороды, построят свой дом, заведут семью. Настанет день, и их сыновья отправятся в таинственную избушку, чтобы продолжать традиции предков.
Создать атмосферу древнего предания, принадлежности сказки к миру далеких предков поможет музыка. Вы можете использовать музыку к сказкам русских и зарубежных композиторов (можно составить музыкальные иллюстрации к картам Проппа). У наших детей появилась такая особенность: они очень плохо знают русские, да и зарубежные сказки - их заменили герои популярных мультфильмов. Конечно, невозможно, да и не нужно запрещать смотреть телевизор, ограничивать любознательность детей. Тем более, что для развития воображения и фантазии современному ребенку приключения этих изобретательных героев принесут, возможно, даже большую пользу.
Уроки РТВ, посвященные картам Проппа, построены с использованием русских народных сказок, сказок Андерсена, братьев Гримм, Пушкина и др. Это удивительный, полный тайн и неожиданных открытий мир. В нем дети почувствуют себя свободно, раскованно и могут по-настоящему творить.
Что-то в этом рассказе напоминает сказку. 1. Отлучка кого - либо из членов семьи. 2. Запрет, обращенный к герою. 3. Нарушение запрета. 4. Вредительство (или недостача). 5. Получение волшебного средства (даритель). 6. Начинающееся противодействие. 7. Беда ликвидируется. 8. Возвращение героя. 9. Герою предлагается трудная задача. 10. Победа, подарок, радость.
Может быть, стоя у такой же избушки, произносил Иван крестьянский сын: "Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом!"
Мы с вами давно убедились, что сказка, как и любая система, состоит из частей. Большой знаток и любитель сказок, ученый - фольклорист Владимир Яковлевич Пропп сравнил между собой волшебные сказки разных народов. Он увидел, что все они, очень разные, с особенным народным колоритом, все-таки похожи друг на друга. Есть в каждой из них обязательные части, из которых строится сюжет сказки. Если выписать на отдельные карточки названия частей сказки, получатся карты, по которым можно легко сочинять новые сказки. Сегодня мы познакомимся с такими картами и научимся с их помощью сочинять сказки.
Вспомните известные сказки, подберите примеры к каждой карте. Вам помогут примеры в конце тетради (см. приложение 3). Теперь нарисуйте, как Вы представляете сюжеты каждой карты.
"То, о чем сказки повествуют, или то, что они, в результате целого ряда метаморфоз в себе таят, некогда происходило на самом деле. Структура сказки повторяет структуру древнего ритуала. На этом наблюдении Владимир Яковлевич Пропп (и не он один) построил теорию, согласно которой сказка, как таковая, обрела жизнь после того, как древний ритуал отмер, оставив по себе лишь воспоминание в виде рассказа. Сказители на протяжении тысячелетий все больше и больше заботились о потребностях самой сказки, а та, переходя из уст в уста, обогащалась вариантами, сопровождала народы в их скитаниях, впитывала в себя плоды исторических и социальных преобразований.
Словом, рождение сказки, судя по всему, - это результат упадка мира верований; аналогичным образом причалили к берегу детства и низведены были до роли игрушек аксессуары древних ритуалов, предметы культа. Такие, например, как кукла или волчок. А разве у истоков театра не тот же процесс перехода от культового к светскому?
Теория, выдвинутая В.Я. Проппом, обладает особой притягательностью еще и потому, что только она устанавливает глубокую (кое-кто сказал бы, "на уровне коллективного подсознания") связь между доисторическим мальчиком, по всем правилам древнего ритуала вступающим в пору зрелости, и мальчиком исторически обозримых эпох, с помощью сказки впервые приобщающим его к миру взрослых. В свете теории Проппа тождество, существующее между малышом, который слышит от матери сказку о Мальчике-с-Пальчик, и Мальчиком-с-Пальчик из сказки, имеет не только психологическую основу, но и другую, более глубокую, заложенную в физиологии.
Проанализировав структуру народной сказки, В.Я. Пропп сформулировал следующие три принципа:
1. "Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются".
2. "Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно."
3. "Последовательность функций всегда одинакова."
Разумеется, не во всех сказках наличествуют все функции; последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой или с двенадцатой, но - если, конечно, сказка достаточно старинная - вряд ли она будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски.
Функция, именуемая "отлучкой" и поставленная Проппом на первое место, может осуществляться любым персонажем, почему-либо покидающим родной дом: это может быть принц, отправляющийся на войну, отец на пороге смерти, купец, собравшийся в дальний путь по делам, один из родителей, уходящий на работу (наказав детям - это и есть "запрет" - никому не открывать дверь или не притрагиваться к какому-нибудь предмету), и т.п. В каждой функции может содержаться ее антоним: скажем, вместо "запрета" - "приказание" положительного свойства.
На этом мы свои наблюдения над "пропповскими функциями" закончим; посоветуем лишь - тем, у кого появится охота, - поупражняться, сравнить приведенный перечень с сюжетом любого приключенческого фильма; удивительно, как много обнаружится совпадений и как будет почти в точности соблюден тот же порядок: вот что значит традиция сказки, как она нетленна, как вечно живет в нашей культуре. Той же канвы придерживаются и многие приключенческие книги.
Нас эти функции интересуют потому, что на их основе мы можем строить бесконечное множество рассказов, подобно тому как можно сочинять сколько угодно мелодий, располагая двенадцатью нотами (не считая четверть - тонов, то есть оставаясь в рамках принятой на Западе строго ограниченной звуковой системы периода доэлектронной музыки).
...Я видел, что с помощью этих "карт" ребятам ничего не стоит сочинить сказку, потому что каждое слово ряда (обозначающее функцию или сказочную тему) насыщено сказочным материалом и легко поддается варьированию. Помню, как своеобразно был истолкован однажды "запрет": уходя из дома, отец запретил детям бросать с балкона горшки с цветами на головы прохожих... Когда речь зашла о "трудных испытаниях", кто-то не преминул предложить, чтобы герой отправился в полночь на кладбище: до определенного возраста ребенку это представляется верхом мужества - страшнее ничего быть не может.
Но ребята любят также тасовать карты и придумывать свои правила: например, строить рассказ на вытащенных наугад трех картах, или начать сочинять с конца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занимательнее. Бывает, что на мысль о сказке наводит и одна-единственная карта. Так, карты с изображением "волшебных даров" оказалось достаточно одному ученику четвертого класса, чтобы придумать историю о пере, которое само делает уроки.
...Почему я настаиваю именно на картах Проппа? Казалось бы можно использовать и другие элементы игры, тоже сделанные с выдумкой, можно взять наугад несколько иллюстраций или выудить несколько слов из словаря. На мой взгляд, преимущества "пропповских карт" очевидны: каждая из них - целый срез сказочного мира; для детей, хоть сколько-нибудь приобщенных к сказкам, к сказочной лексике, и сказочным темам, в одной такой карте звучит полифонический хор волшебных голосов.
Кроме того, каждая "функция" Проппа изобилует перекличками с собственным миром ребенка. Прочитав слово "запрет", он тотчас ассоциирует его со своим личным опытом - с разного рода запретами, практикуемыми в семье ("не трогай", "с водой не играют", "оставь молоток"). Сам того не сознавая, ребенок заново переживает свое первое соприкосновение с вещами, когда одно только материнское "да" или "нет" помогало ему отличить дозволенное от недозволенного. "Запрет" для ребенка - это также его столкновение с авторитетом или авторитарностью школы. Но в запрете есть и положительное (ведь "запрет" и "предписание" по функции своей равнозначны), например, знакомство с правилами игры: "так можно, а так нельзя" - и есть начало осознания ребенком границ своей свободы, определяемых жизнью и обществом; это - один из путей приобщения его к коллективу.
По идее Проппа, структура сказки калькирует не только ритуал инициации, но некоторым образом перекликается со структурой детского опыта, неизбежно включающего в себя и выполнение задания, и поединки, и трудные испытания, и разочарования. Есть у ребенка и опыт получения "волшебных даров": в Италии, например, от Бефаны и от младенца Христа. Мать и отец долго остаются для ребенка "волшебными дарителями" и всемогущими существами. Ребенок в течение долгого времени населяет свой мир могущественными союзниками и свирепыми противниками.
Так, что, по-моему, "функции" в известном смысле помогают ребенку разобраться в самом себе. Они всегда рядом, под рукой, многократно апробированные, а потому и легко применимые; пренебрегать ими, пожалуй, было бы слишком большим расточительством".
Дж. Родари, Грамматика фантазии, М. "Прогресс" 1990 г . стр. 73-78.
6. Упражнения по развитию речи или создание творческого продукта.
Нарисуйте сказку нашего класса.