русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Урок 11. Стеклянный город.

 Весь мир стеклянный

 Тема "Стеклянный город" - это подведение итогов, проверка нашей работы в течение первого полугодия. Изучена достаточно сложная и очень важная для восприятия всего дальнейшего курса методика - системный оператор. В числе главных целей при изучении этой темы стоит построение системной картины мира. Это одна из главных линий всего курса РТВ, и конечно, мы все время будем возвращаться к этой теме для повторения основных понятий и как к инструменту для решения многих задач.

 "Стеклянный город", "мыльные человечки" и множество других удивительных идей подарил детям и взрослым добрый сказочник Джанни Родари. В настоящей программе представлена только одна подобная тема. При желании вы можете разработать заключительный урок, используя простую методику: как устроен мир, состоящий только из  одного какого-либо материала. Ход урока, постепенное "раскачивание" детского воображения вы найдете в этом пособии.

1. Разминка.

2. Проверка домашнего задания.

3. Вход в урок.

- У меня в руках обычный зонтик. Давайте попробуем рассказать о нем все, что нам известно, для того, кто, может быть, никогда не видел или не пользовался зонтиком, используя наши знания о системах.

- Однажды на фабрике, где выпускают зонтики произошел удивительный случай. Все материалы, нужные для зонтиков, неожиданно закончились. На фабрике осталось только стекло, ведь стекло не нужно для того, чтобы делать зонтики. Все работники собрались расходиться по домам, и тут один чудак взял стеклодувную трубочку и... через несколько мгновений перед изумленными мастерами появился стеклянный зонтик.

- Чудесная вещица! - говорили одни.

- Что за ерунда! - недоумевали другие.

А как думаете вы, стеклянный зонтик хороший или плохой?

Обратите внимание, что разные свойства стекла в разных ситуациях делают изделие удобным или наоборот.

4. Основная тема.
Волшебник Дели - Давай передавал Вам привет и новое задание: заполните схему системного оператора для стеклянного зонтика.

прошлое

надсистемы

 

 

 

 

надсистема

 

будущее

надсистемы

 

 

 

 

 

прошлое

системы

 

 

 

 

система

 

будущее

системы

 

 

 

 

 

прошлое

 подсистемы

 

 

 

 

подсистема

 

 

будущее

подсистемы

Эта таблица - полная схема системного оператора. Дети встречаются с ней впервые, поэтому имеет смысл очень подробно разобраться с ее экранами. Детям, как правило, проще зарисовать то, что помещается в каждом экране. Привожу один из вариантов заполнения схемы. У вас с учениками могут возникнуть свои оригинальные идеи.

 

Стеклянный человечек придумал и сделал стеклянный зонтик.

 

 

Стеклянный человечек с зонтиком в руке.

 

 

Приключения стеклянного человечка, зонтик помогает  ему найти друзей.

 

 

 

 

 

Стеклянный зонтик раньше был белым песком, содой, их смешали нагрели и получился -зонтик.

 

 

Стеклянный зонтик.

 

Зонтик сделался большим-большим и стал домиком для стеклянного человечка.

 

 

 

 

 

 

Белый песок, сода и др.

 

Купол зонтика, ручка, украшения.

 

У зонтика-домика должны быть двери, окна и др.


В сказке о стеклянном зонтике уже появились стеклянные человечки, стеклянные дома и т.д. А что будет, если весь мир будет состоять только из  стекла?

Джанни Родари.

Стеклянный город.

Наш бродяга Джованнино,

По прозванью Бейбаклуши,

Как-то раз, катаясь в лодке,

Отдохнуть решил на суше.

Он попал на странный остров

Из прозрачного стекла.

Все сверкало там на солнце:

И деревья, и дома.

 Как хрусталь, прозрачны люди,

Точно чистая вода;

Оттого чужие мысли

Там читают без труда

Стоит приподнять лишь шляпу,

И тотчас пойдет молва:

Вмиг узнает каждый встречный,

Как идут у вас дела.

Но проходят люди мимо,

Шляп они не поднимают.

Не всегда же нам приятно,

Когда все о нас узнают.

Стекло, действительно, удивительный материал. В  картотеке для 1-го класса вы найдете информацию об истории стекла и об удивительном ученом и его удивительных стеклах.

6. Упражнения на развитие речи и создание творческого продукта.

В далекие-далекие времена,  когда волшебники  еще  жили  рядом  с людьми, часть стекла ожила.  "Живое стекло" вместо того,  чтобы стоять на полке, как все порядочные баночки и стаканы,  стало разгуливать по городу и попадало во всякие необычайные истории.

Давайте вместе придумаем,  что могло произойти со стеклянными человечками в нашем городе.

В каждой  группе получаются свои истории о приключениях стеклянных человечков. Удобно на альбомных листах зарисовывать или записывать идеи ребят.  Очень помогают следующие вопросы. В каких ситуациях стеклянным человечкам пригодится их прозрачность? А в каких это очень неудобно?  С какими системами подружатся стеклянные человечки? А каких им надо опасаться?

- Нелегко пришлось бы стеклянным человечкам, попади они в наш автобус или троллейбус в час пик...

- Да от них бы ничего не осталось!

- Как же им помочь?

(Следует множество предложений, какими способами можно защитить от поломки стеклянных человечков.)

- Что-то мне не нравится во всех ваших предложениях... Давайте-ка вспомним, как получается стекло.

- Все перемешивают и греют.

- Верно.  Соду,  песок и некоторые другие вещества перемешивают и плавят при очень высокой температуре.  Получается жидкая, тягучая масса. Такая масса не может разбиться. Значит, стеклянным человечкам нужно жить там, где жарко.

- На Солнце.

- Ну, это слишком горячо. Они сгорят на Солнце.

- В печке.

- На фабрике, где делают стаканы, банки.

- А я думаю "живое стекло" подыскало себе такую планету,  где такая температура,  при которой оно жидкое и не разбивается. Итак, в городе из стекла всегда жарко и зимой,  и ночью - всегда. Все вокруг течет и все изменяется.

- Это что же, было две руки, вытянул себе еще одну, и стало три?!

- Примерно  так.  А теперь давайте придумаем, как устроена жизнь в стеклянном городе.

Дом. Если надуть стекло - получится шар. Дома - сферы.

Транспорт. Все в городе течет,  нужно только сделать  дороги,  по которым удобно течь.

Мода. Цветные стекла с изменяющейся формой.

Так получается  целая история стеклянного города.  Можно выбрать главных героев и развить тему с их помощью.  Все будет зависеть от Вашей фантазии.

7. Подведение итогов.

Обратите внимание на те понятия, которые помогли придумать город из стекла и разобраться, как он устроен.

 

  на главную | наверх