русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Урок 10. Что было и что будет? (изменение систем во времени).

 

Тема "изменение систем во времени" содержит в себе несколько взаимодополняющих направлений.

Первое, знакомство с понятием времени. Часто 6-7-летние дети плохо ориентируются  во временных понятиях (вчера - сегодня - завтра; на будущей неделе, через год; минута, час, 2 урока и т.д.). Урок по теме "Что было и что будет?" может помочь превратить эти понятия из абстрактных и отвлеченных в понятия близкие с конкретным содержанием.

Второе, системы изменяются во времени (человек растет, вода тает, сменяются времена года, человек познает мир) и эти изменения можно использовать при решении творческих задач.

Третье, системы, созданные человеком, со временем совершенствуются своим создателем, при этом возникают творческие задачи, решая которые, человек изменяет мир вокруг себя.

Для первоклассников вполне достаточно освоить и научиться применять знания и навыки первого из перечисленных направлений, и познакомиться со вторым (решать такие задачи самостоятельно - довольно сложно).

1. Разминка.

2. Проверка домашнего задания.

3. Вход в урок.

Его нельзя вернуть назад
И нет нигде ему преград.
Его нельзя остановить,
В нем все на свете может жить.
Оно подскажет вам, когда
Случилась радость и беда,
Когда наступит день рождения,
Когда закончится движение.
ТА вот  какая история произошла однажды зимой в одном дворе.  Мама отпустила Лену погулять, януться может бесконечно,
То вдруг промчится быстротечно.
Диктует людям разных стран,
Когда включить телеэкран.
И даже в диком племени
Знают все о...

Нарисуйте время.

СЕГОДНЯ

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

ВСЕЙ ТВОЕЙ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ,

ПОСТАРАЙСЯ НЕ ПОТЕРЯТЬ ЕГО...

4. Основная тема.

Сегодня нас с Вами ждет новый эксперимент - эксперимент со временем.

В жизни так бывает: время как бы замедляется - тянутся минуты, часы, дни. Или наоборот: "... чуть оглянешься и Святки. Только промежуток краткий, смотришь там и Новый Год..."

1-я группа, для Вас вот такое задание:

(Здесь подойдет любое задание (головоломка), с которым можно справиться за 5-7 минут.)

- 2-я группа, у Вас задание более сложное. Пока первая группа решает задачу, а я засекаю время, Вам нужно тихо-тихо посидеть, все отложите и следите за тишиной. Время пошло.

А теперь суть нашего эксперимента. Скажите, 1-я группа, сколько прошло времени?

- 1 минута.

- 3 минуты.

- А как Вы думаете, 2-я группа?

- 10 минут.

- 5 минут.

- 15 минут.

- Спасибо. Я засекала, 5 минут. Но что это? Для 1-й группы время пробежало, а для 2-й оно тянулось медленно. Как Вы думаете, почему?

- Наша головоломка была очень интересной, нам хотелось побыстрее ее решить, и мы не заметили, как пробежали 5 минут.

- А когда еще время пробегает незаметно?

- Когда гуляешь в хорошую погоду.

- Когда играешь на компьютере.

- Когда занят интересным делом.

- Когда читаешь интересную книгу.

- А что же скажет 2-я группа?

- А мы сидели, скучали. Мне показалось, пол - урока прошло.

- А бывает в вашей жизни, что время тянется медленно-медленно?

- Когда делать нечего.

- Когда чего-то ждешь.

- Когда скучно, и не с кем поговорить.

- Оказывается, и у времени есть свои загадки.

Нарисуйте, как вы утром собираетесь в школу:

 

 

 

 

 

 

 

 Задания по этой таблице могут быть самыми разными:

- проинсценировать любое предложенное событие, действие;

- предложить детям нарисовать какое-либо действие с ошибками и затем найти их;

- вырезать таблицу по кадрам, перемешать и затем восстановить ход событий;

- и наконец, представление какого-либо действия, процесса или события во временной последовательности с разбивкой на отдельные "кадры"  - это шаги раскадровки. Следующий шаг - знакомство с интереснейшей методикой, разработанной И.Н. Мурашковской - методикой создания пословиц.

 А теперь давайте посмотрим внимательно на нашу раскадровку ("как вы собираетесь в школу.)

Глядя на некоторые раскадровки, я бы сказала: "поспешишь - людей насмешишь."

Свою мудрость заключил народ в пословицах и поговорках.  Вот послушайте:  "Что посеешь,  то и пожнешь,  что пожнешь, то и посеешь"; "Кто надеется на небо,  тот сидит без хлеба". А какие Вы знаете пословицы?

Старики очень  хотят  передать свой опыт младшим.  Я очень советую Вам почаще прислушиваться к тому, что говорят Ваши дедушки и бабушки, папы и мамы.  Если научитесь внимательно слушать, ох как много узнаете о себе, о людях, Вас окружающих, о мире вокруг.

В сказке о хоббитах Дж. Р. Толкина один из добрых и мудрых эльфов сказал маленькому хоббиту:  "Жили здесь и до вас,  будут жить и  после вас. Вокруг - мир. Можете не обращать на него внимания, но вы - в нем, а он - в вас."

А хотелось бы Вам самим научиться складывать  пословицы?  Ведь  в пословицах отражается  вся  жизнь  человека как она есть,  и мы с Вами могли бы сложить пословицы о нашей с Вами  жизни.  Для  этого  давайте разберемся, из чего же состоит пословица.

"Тише едешь - дальше будешь."

Пословица советует нам не торопиться, а как следует во всем разобраться. Итак,  если торопиться  действовать,  в  результате  получится что-то не очень хорошее. Вот и схема получилась:

 

 Д

 

    >

 

Р

  "Как ни дуйся лягушка, до вола далеко".

- Что делает лягушка?

- Дуется.

- Каков результат?

- Все равно не страшно.

- Раз  в пословице есть действие,  значит, ее можно показать  как сценку из спектакля. Начинается представление в двух действиях.

Картина 1-я: я изображаю вязание.

Картина 2-я: показываю, как мне тепло и уютно.

Какая же получилась пословица?

"Кто умеет вязать, тот не будет замерзать."

Дети показывают  свои  пословицы.

Если детям трудно составить,  придумать свою пословицу, можно в первый раз раздать записки с готовыми пословицами,  и их задача только показать эту пословицу. Когда этот этап будет освоен, можно предложить детям самим придумать свои пословицы. В картотеке для 1-го класса вы найдете пословицы для работы на уроке.

Марина Вишневецкая.

СУТКИ.

Сын спросил у мамы-утки:

- Мама, кто такие сутки?

И куда они летят?

И вернутся ли назад?

- От побудки до побудки

Пролетают - тают сутки,

Улетают в никуда

Исчезают без следа...

Так сказала мама-утка.

Сын спросил:- А их малютки?

- Много ли у них сутят?

- Вместе ли они летят?

- Да, у суток есть малютки

Называют их минутки.

Друг за дружкою подряд

День и ночь они летят.

Сын взволнован не на шутку:

- Мне хоть на одну минутку

Хоть глазочком бы взглянуть!

- Что ж, внимательнее будь.

Только что...

- Как, неужели?

- Две минутки пролетели.

- Где? Когда?

- Да вот с тех пор,

Как ведем мы разговор.

 6. Упражнения на развитие речи, создание творческого продукта.

А вот  какая история произошла однажды зимой в одном дворе.  Мама отпустила Лену погулять, но строго-настрого приказала вернуться домой к обеду, к 12 часам. Лена выскочила из дома и побежала к снежной крепости, которую они строили с вороненком Краком.

- Кракчик! - воскликнула Лена. - Вот уже три дня мы с тобой строим крепость и три дня я опаздываю домой к обеду. На этот раз, наверное, опять опоздаю. Ведь часов-то у меня нет...

Мужественный вороненок не мог оставить девочку в беде и сразу куда-то убежал. Вернулся он с папиным будильником и лыжной палкой.

- Папа дал мне будильник всего на один день,  - сказал Крак Лене. - Но с помощью него и вот этой лыжной палки мы сделаем свои, солнечные часы.

Крак начертил на снегу круг, в центре которого он воткнул палку.

- Тень от этой палки будет стрелкой наших солнечных часов, - сказал Крак и взглянул на папин будильник. - Сейчас ровно девять. Значит, на том месте круга, куда сейчас падает тень от палки, мы напишем цифру "9"...

Солнце, двигаясь по небу от восхода к закату,  двигало и тень  от палки. Когда  будильник показал десять часов,   Крак написал цифру "10" на том месте круга, куда переместилась стрелка-тень.

Так, в  течение  всего дня (с перерывом на обед,  конечно) Крак и Лена разместили с помощью будильника циферблат солнечных часов. Правда, часть циферблата  осталась  незаполненной.  Но  ведь это была ненужная ночная часть, когда солнца нет, да и Лена с вороненком спят по домам.

- А вдруг снег засыплет наши цифры?  - испуганно предположила Лена.

(Как же быть, попробуйте придумать сами.)

- А мы  рядом  с каждой цифрой сделаем фигурку из снега или льда, - сказал изобретательный  Крак.  -  Их  снег засыплет нескоро...  Значит, так: напротив цифры "9" мы поставим фигурку птички,  потому что  птицы просыпаются рано. Напротив "10" - фигурку лисенка, напротив "11" - фигурку медвежонка,  напротив "12" - твою,  Лена, фигурку,  потому что ты ходишь обедать в 12...

Все ребята ходили смотреть на снежную крепость с солнечными часами и завидовали Лене и Краку.  А чего завидовать? Такие солнечные часы сделать под силу каждому. Может быть, и Вы попробуете?

Эту историю хорошо рассказывать в форме постепенно возникающих и разрешающихся задач. Конечно, прекрасно, если задачи решаются самими учениками. Рассказ и составлен таким образом, что детского опыта вполне достаточно, чтобы предложить интересные решения.

7. Подведение итогов.

Во время подведения итогов этого урока о многом могут сказать ответы детей на вопросы типа: "Как скоро наступит ваш день рождения?" "Сколько минут до конца урока?" и т.д.

  на главную | наверх