русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Урок 9. Кто что умеет или для чего? (функции систем)

 Тема "Кто что умеет?" - одна из самых трудных в курсе 1-го класса. Постарайтесь построить урок так, чтобы передать основную идею по разным репрезентативным системам. Для "визуалов" - это демонстрация действий с различными системами; для "аудиалов" - проговаривание и акцент на звуках, издаваемых ситемами при совершении какой-либо работы; для "кинестетиков" - самостоятельные манипуляции с различными системами. В идеале все задания проводятся в три этапа. 

1. Учитель демонстрирует то, что нужно сделать детям.

2. Один из учеников (или весь класс) проговаривает то, что нужно сделать.

3. Дети самостоятельно проделывают упражнение.

Лед умеет не только охлаждать

 1. Разминка. (картотека для 1-го класса).

2. Проверка домашнего задания.

3.  Вход в урок.

У Эмиля для вас новая задача.
При измерении температуры у больных малышей врачи часто встречаются с проблемой: ребенок никак не может выдержать необходимого для выполнения этой  процедуры времени. Как быть?

Вам поможет:

Добрый .............. .................

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица...

Нарисуйте, что умеет делать Ваш новый помощник.

4. Основная тема.

Назовите части ручки, которые помогают писать.

А можно ли писать без ручки? Докажите.

Это задание подготавливает детей к восприятию одного из центральных и непростых понятий - идеальности. Идеальная система - система, которой нет, а функция ее выполняется. К этому заданию мы, конечно, будем возвращаться еще не раз. Для первоклассников достаточно просто запомнить, что любая система создана для выполнения какой-то функции. Ее, функцию, могут выполнить и другие системы, и это часто используется при решении задач. Как правило, у систем много функций. Можно сказать иначе, чем больше у системы свойств (ресурсов), тем больше функций она может выполнять.

Функция - то, для чего система предназначена. Каждая система может выполнять много функций, в зависимости от различных свойств.

Это задание - один из вариантов предыдущего. Оно построено в игровой форме, дети очень эмоционально включаются в игру, появляется образ, который помогает запомнить довольно сложные понятия.

В одном волшебном лесу жил маленький Мышонок.  Однажды вышел он из норки и увидел Белку. И сказал сам себе Мышонок:

"Не хочу я больше быть просто Мышонком. Вот бы и мне как Белка по веткам прыгать!" А лес, в котором жил Мышонок, был волшебным и мог исполнять некоторые желания. Как Вы думаете, чего не хватало Мышонку, чтобы как Белка прыгать?

- Цепких коготков и пушистого хвоста.

- Пошел Мышонок на волшебную поляну,  а там как раз лежали цепкие коготки и пушистый хвостик.  Надел все это Мышонок, и скорее на дерево - прыгать. Как Вы думаете, получилось у него что-нибудь или нет?

- Хвост для него тяжелый,  а коготки длинные и острые.  Ничего  у него не вышло.

- Обиделся Мышонок:  "Не хочу как Белка прыгать." И тут он увидел Лису. "Хочу как Лиса быстро бегать!"

Выделяем подсистемы и их свойства,  необходимые  для  выполнения той или  другой функции.  Пробуем добавить их Мышонку,  не изменяя его самого. Убеждаемся, что всякий раз что-то не подходит.

"Хочу как Медведь громко реветь."

"Хочу как Ласточка летать."

"Хочу как утка плавать."

"Хочу как павлин красоваться."

Делаем рисунки Мышонка с частями от других животных.

- Рассердился Мышонок:  "Буду я Мышонком.  Не умею я как Медведь громко реветь, а Медведь не умеет так тоненько пищать, как я, Мышонок. Не умею я  как Ласточка летать, а Ласточка не умеет тоненькие сучки и веточки разгрызать, как я, Мышонок. Не умею я как Утка плавать, а Утка не умеет норки рыть, как я, Мышонок."

Делаем вывод,  что каждая система создана человеком или природой так, чтобы выполнять свою работу лучше других, и очень важно правильно использовать различные инструменты.

5. Психотехнические и развивающие игры.

Игра "Маша-Растеряша".

- У каждой системы есть своя работа, своя функция. Но иногда системе приходится выполнять не только свою работу,  а делать что-то совсем необычное. А человеку ведь все равно, главное, чтобы работа, которую он наметил, была хорошо выполнена.
 
Однажды с девочкой Машей произошла  вот  такая  история.  В  одно прекрасное зимнее утро она,  как всегда, торопилась в школу. Все звали Машу Растеряшей потому,  что она всегда и все теряла.  В это утро Маша потеряла свою заколку.  Волосы у Маши были длинные-предлинные, без заколки ей не обойтись, как же быть?

- Завязать ленточкой.

- Значит, ленточка и заколка могут выполнять одну и ту же работу, одну и ту же функцию, какую же?

- Держат волосы.

- Делают красивую прическу.

- Держат волосы, пожалуй, точнее. А можете ли Вы придумать другие системы, которые могут держать волосы?

- Косынка.

- Ободок.

- Любая резинка.

- Шнурок от ботинка.

- Может даже травинка или венок из цветов.

- Молодцы. А теперь поиграйте в группах.

Группе по 3-4 человека дается задание: один из участников что-то теряет, а  другие подсказывают ему чем,  какой системой он может заменить потерянную систему.

Итак, Вы убедились, что каждая система может выполнять очень много различных функций,  нужно только суметь увидеть в ней  те  свойства или части, которые помогут в той или иной работе.

 6. Упражнения на развитие речи, создание творческого продукта.

 У каждого из Вас на столе лежит листок чистой белой бумаги. Покажите мне  через 3 минуты, как можно использовать бумагу самым необычным способом.
 
 
В основном  бумагу используют для построения самолетиков или вырезания снежинок. После напоминания о других свойствах бумаги находятся и  другие  способы  ее применения.  Можно показать некоторые приемы оригами.

7. Подведение итогов.

Обратите внимание, как дети усвоили понятие функции, нет ли путаницы между функциями и свойствами.

  на главную | наверх