Урок 6. Что какое; кто какой? (свойства систем).
1. Разминка. (картотека для 1-го класса).
2. Проверка домашнего задания.
3. Вход в урок.
"Да-нетка".
Дели - Давай загадал Эмилю загадку: в черном ящике маленький предмет. Что это?
(Эмиль задал Волшебнику всего три вопроса).
Нарисуйте изобретательного Эмиля.
4. Основная тема.
Свойства - признаки системы, которые можно изменять. По свойствам можно отличить одну систему от другой. Например, у всех систем есть свойство делиться на части.
Узнайте по описанию:белый, прямоугольный, маленький, оставляет след: _________
белая, тонкая, мнется: _______________
круглая, с рисунком, звенит и бьется: ______________
прямоугольная, мягкая, убирает следы карандаша: _________
длинные, блестящие, острые, твердые: ______________
Каждое описание предполагает несколько вариантов загаданных систем. Важно, чтобы ребенок объяснил, почему он предлагает именно эту систему.
Чтобы решить все задачи Волшебника Дели-Давай, Вам нужно помнить об изменяющихся свойствах систем (картотека для 1-го класса).
5. Психотехнические и развивающие игры.
Игра, в которую мы сейчас сыграем, называется "Кто на кого похож?"
У каждого из Вас на столе картинка с каким-нибудь животным. А у меня на картинке не зверь и не птица, не рыба и не насекомое.
Это облако, зовут его Колабо. Оно залетело к нам в гости из сказки специально для нашей игры.
Итак, Колабо будет играть только с тем, кто на него похож. Чем, например, собачка похожа на Колабо?
- Она такая же пушистая.
- А заяц?
- Такой же беленький.
- А чем заяц похож на льва?
- У них глаза круглые.
- А у кого еще круглые глаза?
- Почти у всех. Давайте теперь объединяться по группам. Поднимите карточки все, кто колючий. Все, кто шерстяной. (Выясняем, что у каждого животного можно найти почти любое свойство).
Форму проведения игры выбирайте, учитывая особенности класса (индивидуальная, фронтальная, групповая).
Другой вариант. Показываю сразу 3-4 картинки с изображением любых систем и прошу найти лишний предмет. Как правило, можно доказать, что лишним может быть любой из объектов. Важно, чтобы дети могли выделить свойство, отличающее эту систему от всех других.
6. Упражнения на развитие речи или создание творческого продукта.
Я сегодня принесла для Вас много-много кленовых листьев. (Группам по 3-4 человека раздаю по охапке кленовых листьев).
Давайте очень внимательно рассмотрим эти листья и попробуем найти два совершенно одинаковых листочка клена и два совершенно одинаковых рисунка. Ну, что получилось? (Стараемся найти самые тонкие отличия в очень похожих листьях клена).
Сделаем вывод: нет на свете двух совершенно одинаковых предметов, все неповторимо и уникально. И у каждого из Вас свой взгляд на мир, свое мнение обо всем на свете.
Что ж, тогда покажите мне два листочка, которые совершенно друг на друга не похожи. (Находим самые тонкие черточки похожести у всех листочков).
- Они все похожи, они все кленовые.
- Ну, конечно. Нет в мире двух предметов, настолько не похожих друг на друга, чтобы нельзя было найти хоть что-то общее между ними.
Это задание можно предложить выполнить дома вместе с родителями. Зная, какие свойства у нашего предмета и на что похож наш предмет, можно придумать прекрасные загадки о нем.
Какой? |
На что похоже? |
|
На что похоже? |
Чем отличается? |
|
Какой? |
Что такое же? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Конечно, работать с тремя схемами сразу детям будет трудно. Можно использовать их последовательно на разных уроках, повторяя таким образом тему свойства.
7. При подведении итогов не стоит требовать от детей точного определения свойств, важно, чтобы они научились видеть как можно больше разных свойств разных систем.