Чего больше от искусства – вреда или пользы? Кропин Л.К. 28.11.2007
«Чего больше от искусства – вреда или пользы?»
У искусства, как и у науки, есть антипод (противоположность) – лжеискусство, т.е. жульническое искусство, позволяющее без труда получать немалый, как физический, так и моральный капитал. По определению Гегеля: «Искусство – это непосредственное созерцание истины». Более современное и понятное определение дал К.Маркс: «Искусство – это передача информации в образах». Мера искусства – информативность. Настоящие творцы искусства, даже не зная этого определения, поступали именно в соответствии с ним.
Примеры: 1. Корней Чуковский в своих воспоминаниях описывает как И.Е.Репин писал картину «Бурлаки на Волге». Художник бежал рядом с бурлацкой ватагой и всматривался в завиток волос на шее «ведущего» бурлака. Все из первых рук, непосредственно, с максимумом информации. Сколько это требовало энергии и даже риска от художника (бурлаки – народ лихой), но, зато, сколько в картине информации о том времени, той эпохе. И так все картины Репина и других настоящих художников.
2. Опера «Кармен» Ж.Бизе, но в классической постановке. С реалистическими декорациями, костюмами, музыкой, передающими весь дух и колорит той эпохи и того места. Как много в ней информации. Без этого опера теряет всякий смысл. Какая может быть информация в опере, где декорации сведены до нуля и артисты в джинсах и какой интерес на все это смотреть.
Пример крайнего лжеискусства показан в сказке И.-Х. Андерсена «Голый король». Королевские портные разворовали материю на платье для короля и ушли от наказания, воспользовавшись популярным во все века приемом: на презентации платья, которого нет, они пустили рекламу, заявляя при этом: «Кто не видит в этом произведении шедевра, тот дурак или не на своем месте». Конечно, они пошли на этот риск, зная, что король дурак, как и большинство его подданных. Но он отрубит голову у каждого, кто назовет его таковым. Король поддался на обман первым. Поэтому крик ребенка: «Король-то голый!» все проигнорировали в страхе за свою жизнь. Потом все, включая портных (кто не дурак) на своих кухнях хохотали от души.
Подобным приемом пользуются все «делатели» лжеискусства. Всегда подбирается группа поддержки во главе с автором произведения и всегда на презентацию приглашаются известные, знаменитые люди – «авторитеты», но не из той области, из которой «произведение искусства». «Авторитетов» усиленно восхваляют и угощают, а группа поддержки усиленно восхваляет «шедевр», используя те же фразы, что и портные голого короля: «Кто не видит в этой мазне шедевра – тот дурак и не на своем месте». Колеблющихся убеждает присутствие «авторитетов».
Л.Н.Толстой в своей книге «Круг чтения» писал: «Всякое произведение ложного искусства, восхваленное критиками, есть дверь, в которую тотчас же врываются лицемеры искусства». Конечно же, есть просто недобросовестные критики, которые за деньги напишут любую хвалебную рецензию, но есть и, так называемые «убежденные либералы», выдвигающие тезис: «Нет такого понятия, как лжеискусство и все имеют право делать все, что им вздумается». Рисуют и пусть себе рисуют. Ну, так, не умеешь рисовать, так и выставляй свою мазню на выставку рисунков шимпанзе, а не в Эрмитаж. Обман начинается с подлога.
Итак. Есть искусство – способ передачи информации и есть лжеискусство – способ обмана. Искусство полезно человеку, так как информация – это самое ценное в этом мире. Лжеискусство – однозначно вредно.
P.S. В словаре ноутбука почему-то нет слова ЛЖЕИСКУССТВО. Тоже либерал.