Урок 1. Введение. Знакомство с предметом.
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Первый урок в новом классе - это всегда волнение, ожидание, надежда на успех, на хорошую работу. Волнуется не только учитель, дети тоже ждут с нетерпением нового урока, знакомства с новым предметом. Необходимо, чтобы с самого первого урока дети поняли, что урок РТВ - это чудо, сказка. В этом могут помочь музыка, картины, фокусы, необычные задачи, знакомство с героями сказки, которую в течение всего учебного года будут сочинять сами дети. Итак...
- Давайте знакомиться! Что бы вы хотели рассказать о себе?
Для первоклассников бывает трудно выделить главное и коротко представить себя, поэтому начать лучше самому учителю. Часто первоклассники еще плохо знают друг друга, поэтому можно провести такую игру: ученик, представляя себя, называет имена трех учеников, говоривших до него.
Отгадайте, что это:
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут?
Верно, это облака. Обычно мы почти не обращаем внимания на облака в небе, разве что, если идет дождь, мы с нетерпением ждем, когда же разойдутся тучи и выглянет солнышко. А что бы вы сказали, если в один прекрасный день белое пушистое облако обратилось к вам со словами:
- Здравствуйте, меня зовут Колабо!
Вы, конечно, понимаете, что облака разговаривают только в сказках. Неудивительно, что Колабо - сказочное облако.
Сказочное облако - первый герой, с которым знакомятся дети. В дальнейшем появление Колабо будет означать задания по развитию речи - составление загадок, пословиц, сочинение сказок и др. Мы будем часто возвращаться и к рисунку, который дети сделают на первом уроке, поэтому необходимо подробно проговорить, как отразить в рисунке все свойства этого необычного героя.
Оно может быть:
маленьким, как пушистый белый котенок, и большим, как бескрайняя снежная пустыня;
черным, как едкий дым, и белым, как снежные хлопья;
мягким, как пуховая перина, и твердым, как ледяная горка;
шумным, как могучий океан, и тихим, как лесной ручеек;
теплым, как солнечные лучи, и холодным, как брызги фонтана.
Все эти противоположности трудно отразить в одном рисунке, да и не нужно. Как правило, каждый ученик предлагает свою идею для совмещения одной из пар этих противоположных свойств. Рисунок ребенка может отражать именно его идею. Или, если детям все-таки хочется показать все свойства нового героя, таких рисунков может быть несколько.
Колабо много путешествует, бывает в разных странах. В одной стране оно услышало историю про Лошарика. Облако очень хотело посмотреть, что же это за диковинный зверек, но ему обязательно нужно было полить клумбу с цветами, и поэтому оно опоздало на встречу с Лошариком.
Нарисуйте, пожалуйста, Лошарика, тогда Колабо сможет узнать, какой он, этот необычный зверек.
Это простое задание может стать хорошим тестом на развитие у детей воображения. Чтобы вызвать ассоциативный ряд со словом "Лошарик", можно попросить детей подобрать созвучные слова: шарик - марик - лорик - морик (ерики-морики; энеки - беники ). Или любой другой ряд, важно, чтобы у детей формировался образ некоего фантастического существа.
Как, по-вашему, какой рисунок было легче сделать: Колабо или Лошарика? Чем они отличаются друг от друга?
Воображение - это способность человека представлять то, чего нет. Можно представить себе то, что вы уже видели когда-то, мысленно воссоздать знакомый образ. Труднее придумать что-то, чего никто никогда не видел.
На уроках РТВ все мы будем немножко фантазерами и сказочниками, ведь РТВ - это Развитие Творческого Воображения. Мы научимся сочинять сказки, складывать пословицы и загадки, узнаем много интересного о самых простых вещах и научимся делать чудеса с самыми обычными предметами, научимся разрешать сложные и интересные задачи.
Представьте себе вот такую ситуацию.
Однажды Эмиль попал в страшную пещеру Великана. Великан обрадовался легкой добыче, ведь Эмиль был только маленький мальчик.
Но для забавы решил поиграть с Эмилем вот в такую игру. Если сможет Эмиль Великана из пещеры выгнать, отпустит он его на свободу, ну а не сможет... поджарит и съест. Как помочь Эмилю?
Эмиль знает еще очень много таких задач, но что еще важнее, он может научить их решать, используя правила.
Это первое знакомство с очень важным героем. На одном из следующих уроков дети смогут нарисовать этого смекалистого мальчика. А в дальнейшем он станет их верным помощником при освоении методики решения творческих задач.
А теперь волшебство!
Вот смотрите. У меня в руках три самых обычных коробка, но не все так просто... Два коробка я беру в правую руку, и тихонько трясу.
Коробки пустые, не гремят. Третий коробок я беру в левую руку - по звуку определяем, что в коробке есть спички. Теперь один из коробков я перекладываю из правой руки в левую. Как вы думаете, будут ли греметь спички в этом коробке?
- Конечно, нет, ведь он пустой.
- Давайте проверим. Тихонько трясу коробок - вот это да! - в коробке гремят спички!
Секрет этого фокуса очень и очень прост. Хотите его разгадать? Тогда попробуйте расспросить меня об этой загадке, но учтите, на ваши вопросы я буду отвечать только "да" или "нет".
- Коробки живые?
- Нет.
- Вы их подменили?
- Нет.
- Сколько у Вас коробков?
- Только "да" или "нет".
- Да у Вас руки волшебные!
- Да. А что это значит?
(В левом рукаве у меня коробок со спичками).
Для знакомства с игрой "да-нетка" можно использовать любую подходящую ситуацию. Можно, к примеру, загадать любой предмет, слово и др. и предложить детям отгадать, задавая вопросы, на которые учитель отвечает "да" или "нет". Важно стремиться к тому, чтобы дети постепенно, задавая как можно меньше вопросов, выходили на правильный ответ. Игра "да-нетка" таит в себе очень большие методические возможности, с ее помощью в доступной форме можно развивать многие составляющие творческого мышления - это и логика, и диалектичность, навыки анализа, синтеза, сравнения, выявление и разрешение противоречий, анализ и использование ресурсов, память и внимание. Это прекрасная подготовка к восприятию главной темы курса "методика решения творческих задач".
- Игра, в которую мы с вами играли, называется "Да - нетка". Эмиль очень любит и часто играет в эту игру. Ведь он знает правила, которые помогают решать такие задачки. Понравилась она Вам? Сыграем еще?
- Ну что ж, давайте подводить итоги.
- Скажите мне, пожалуйста, что такое РТВ?
- Как Вы думаете, зачем человеку нужно развивать воображение?
- Чтобы было веселее.
- Чтобы сказки сочинять.
- Каким же людям больше всего нужна фантазия?
- Художнику .
- Музыканту.
- Поэту.
- Фотографу.
- Всем, всем...
- Значит, нам всем будет интересно вместе фантазировать, узнавать и придумывать что-то новое и необычное.
Вас ждут встречи с волшебниками и их удивительными друзьями, ведь в сказках всегда живут чудеса.
Желаем вам удачи и красивых решений!