46. Биотопливо - лекарство хуже болезни
Тема: "БТМ. Энергетика. Экология." " Биотопливо - лекарство хуже болезни "
Прислал: Ю.С.Мурашковский 10.09.2007, М.С.Рубин Дата: 30.09.2007
Картотека ТЭММ
Комментарий РМС. О вредности нефти и важности альтернотивных источников топлива говорится очень много, например в материалах Российской биотопливной ассоциации. В работах по БТМ мы уже писали, что основной выход связан не альтернативными источниками энергии, а с более эффективным использованием известных источников и снижением потребления энергии в целом. Приведенная ниже информация только подтверждает эти выводы.
______________________________________________
Источник: http://www.vz.ru/society/2007/9/28/112886.html
Когда лекарство хуже болезни
Ученые доказали: биотопливо вреднее для экологии, чем традиционное ископаемое горючее
28 сентября 2007, 15:30
Фото: Reuters
Текст: Геннадий Нечаев
Команда британских, американских и немецких исследователей во главе с профессором Паулем Крутценом пришла к неутешительному выводу: производство и использование биотоплива приводит к выбросу в атмосферу гораздо большего количества парниковых газов, чем сжигание нефти, газа или угля. Ученые утверждают, что панацея, каковой казалось биотопливо 15–20 лет назад, может оказаться опаснее болезни, и призывают отказаться от альтернативного горючего.
Нобелевский лауреат 1995 года по химии Пауль Крутцен считается признанным экспертом в области парникового эффекта (премию он получил именно за работы, описывающие влияние таких газов на климат Земли).
«Крупномасштабное производство сырья для биотоплива не имеет никакой перспективы и может лишь усугубить проблемы климата Земли » Лауреат возглавил группу исследователей Эдинбургского университета, с выводами которых ознакомили читателей в четверг сразу несколько ведущих западных изданий: лондонская Times, Spiegel и ряд других.
Ученые установили, что в результате выращивания некоторых культур, используемых для производства биологического горючего, таких как рапс или кукуруза, в атмосферу попадает на 50–70% больше закиси азота (N2O, «веселящий газ»), чем при сжигании бензина, эквивалентного количеству биотоплива, произведенного из выращенных культур.
Это сводит к нулю все преимущества горючего, полученного из растительного сырья, так как закись азота не только один из основных газов, вызывающих парниковый эффект, но и одна из основных причин разрушения озонового слоя, защищающего земную поверхность от губительной космической радиации.
При этом по уровню выброса образующихся при горении любой органики окислов углерода – основных парниковых газов, провоцирующих, как считается, эффект глобального потепления, биотопливо лишь на 7–10% уступает традиционному горючему.
В настоящее время работа готовится к публикации в журнале Atmospheric Chemistry and Physics, и до ее выхода в свет Крутцен отказывается давать какие-либо комментарии.
Однако его коллеги оказались более открытыми. «Своей работой мы утверждаем, что крупномасштабное производство сырья для биотоплива не имеет никакой перспективы и может лишь усугубить проблемы климата Земли», – заявил Кит Смит, соавтор от Эдинбургского университета, в интервью специализированному изданию Chemistry World.
Выводы ученых грозят обернуться скандалом международного масштаба. Ведущие страны Запада в последние годы приняли амбициозные программы замены нефти и природного газа на альтернативные источники энергии, и в первую очередь биотопливо. В Евросоюзе 80% биотоплива добывается из рапса, это производство превратилось в выгодный бизнес с миллиардным оборотом.
В то же время вредный эффект от эмиссии парниковых газов при сжигании единицы рапсового топлива по отношению к единице обычного топлива, согласно методике подсчета, принятой IPCC (Международной группой по наблюдениям за изменением климата, куда входит и наша страна), будет соотноситься как 1,7 к 1.
Для зернового спирта, используемого в США, это соотношение будет 1,5 к 0,9. И лишь для спирта, полученного из сахарного тростника, получается приемлемое значение 0,9 к 0,5.
Сообщения о неэффективности использования биотоплива в промышленных масштабах поступали от различных групп ученых и ранее, однако последняя работа, вероятно, является самым полным на сегодня исследованием данного вопроса. Примечательно, что ранее в этом месяце с критикой этой технологии выступила Всемирная продовольственная организация ООН.
По мнению экспертов ВПО, стремительный рост сельхозугодий, отдаваемых под выращивание технических культур, приводит к сокращению производства культур пищевых, что усугубляет ситуацию с продовольствием во всем мире. Возможно, выводы ученых и экспертов стимулируют правительства и коммерческие организации к поиску иных, более чистых возобновляемых источников энергии.
Текст: Геннадий Нечаев
Газета "Телеграф" (Латвия) № 172, от 5.09.2007.
Хаим Коган: «Я помню бензин за четыре копейки»
Глава LUKoil Baltia Rо ценах на автотопливо
Волна напряжения прокатилась недавно среди нефтеперерабатывающих компаний стран Западной Европы. Дело в том, что российская нефтяная компания ЛУКойл неожиданно сократила объемы поставок нефти по трубопроводу "Дружба". Чтобы сохранить прежний уровень производства, некоторые европейские заводы даже были вынуждены использовать альтернативные источники сырья. На сегодняшний день ЛУКойл поставки восстановил, однако руководство компании открыто заявило о намерении повысить закупочную цену на нефть для ряда стран — участниц ЕС. Президент ЛУКойла Вагит Алекперов отметил, что компания вынуждена изменить ценовую политику нефтяных поставок в некоторые страны ЕС, так как экономика продаж на этом направлении ухудшилась. По его словам, в скором будущем повысить цены для ряда стран ЕС могут и другие, в том числе государственные компании России.
Это заявление вызвало обеспокоенность и в Латвии, где представительство ЛУКойл является одним из ведущих участников топливного рынка, а основной объем бензина наши компании покупают как раз у европейских нефтеперерабатывающих заводов. Вызовет ли решение руководства российского ЛУКойла автоматическое повышение потребительских цен на бензин в Латвии и как вообще будет развиваться ситуация вокруг цен на латвийских АЗС? На эти и другие вопросы ответил в интервью Телеграфу глава компании LUKoil Baltia RХаим КОГАН.
От четырех копеек до ста долларов
— Что будет с ценами на топливо в Латвии?
— Что касается ЛУКойла и LUKoil Baltia R, то ценовая политика у генерального и дочернего предприятий принципиально разная. Мы в Латвии ориентируемся на мировой рынок, а в России цены на топливо и так в два раза ниже, чем у нас. Думаю, повышение российских цен на розничных в Латвии не отразится. Сам же LUKoil Baltia Rцены на своих АЗС повышать не намерен. Сейчас наша компания даже снизила цену на бензин. Помните, в августе прошлого года она составляла 0,70 лата за литр: в прошлом месяце — 0.64 лата; а сейчас — 0,62 лата за литр.
Другое дело — налоги. Дело в том, что сам по себе бензин во всем мире стоит примерно одинаково, однако его потребительская стоимость зависит от налоговой политики конкретной страны. Евросоюз, например, любит налоги — с 1 января акцизныйналог в Латвии будет увеличен. В результате дизельное топливо подорожает на 1.7 сантима, а бензин — на 2 сантима за литр. По сравнению со старыми странами ЕС, где топливо стоит около 1.20 евро за литр, в Латвии сейчас очень низкие цены. Они будут расти до 2012 года, пока не сравняются с европейскими. А сам я еще помню времена, когда топливо стоило 4 копейки за литр... Кстати. 4 американских цента оно стоит и сегодня — в Венесуэле и в Иране. Торговлю топливом в этих странах дотирует правительство, одновременно облагая большими пошлинами его экспорт.
— Еше говорят, что в скором времени нефть подорожает до 100 долларов за баррель...
— Ядумаю, что коридор цен па нефть в ближайшие годы будет составлять от 50 до 70 долларов за баррель. 100 долларов мне кажется мифическим предположением, если, конечно, не случится какого-нибудь коллапса. Впрочем, главные игроки на рынке нефтедобычи понемногу договариваются друг с другом, и явных причин для резкого повышения цены я не вижу.
На самом деле сейчас на нефтяном рынке предложение превышает спрос, о нехватке нефти речи не идет. Однако продажи иногда тормозятся искусственно. Например, такая организация, как ОПЕК, может запросто снижать квоты на нефтедобычу, чтобы цена на нефть сохранялась на определенном уровне. На нефтяной бирже часто происходят различные спекулятивные процессы, которые влияют на цену нефти. Однако цена бензина для потребителя рассчитывается исходя из конкретных расходов на его закупку, транспортировку и тому подобное. И напрямую к биржевой цене нефти не привязывается.
Баррели прокладывают маршрут
Почему закупка бензина осуществляется через европейские нефтеперерабатывающие заводы, а не напрямую из России?
— Европейские нефтеперерабатывающие компании действительно закупают нефть в России, а готовый бензин мы покупаем уже у них. Например, около 98% латвийского бензина закупается в Литве, на заводе Мажейкяй нафта. А он, в свою очередь, закупает нефть в Приморске. Кстати, завод пробовал делать поставки из Венесуэлы. Но для того, чтобы переработать эту нефть, ее все равно необходимо смешать с российской — завод не приспособлен для работы с тяжелой нефтью.
Закупать бензин напрямую в России невозможно — эта страна выпускает бензин ЕЗ, который не соответствует стандартам ЕС. А производить бензин специально для ЕС российским компаниям невыгодно. Да, в прошлом году мы все-таки закупили 2 или 3 тысячи тонн российского бензина, но он был сделан специально, под заказ. Такая практика применяется только в случаях форс-мажора.
Отмечу, что еще 2 года назад нефть шла в Литву и Вентспилс по нефтепроводу "Дружба". Сейчас эта ветка неисправна, и возить нефть приходится по суше и танкерами. Ответвление надо чинить. Заниматься ремонтом должна, по идее, государственная компания Транснефть. Но им это невыгодно, так как объем поставок маленький, а ремонт стоит 700 млн долларов. У Балтии таких денег нет, тем более что поломка находится на территории России, в Смоленской области.
Помимо проблемы с евростандартами существует и проблема логистики — привезти бензин из Литвы гораздо дешевле, чем из России. Да и несмотря на то что Литва закупает нефть в России, итоговые цены на бензин в этих странах сильно не отличаются — пошлина на вывоз этого продукта из России достаточно высока. Иначе обстоят дела с российским дизельным топливом. Оно, в отличие от бензина, соответствует стандартам ЕС. И в Латвии торгуют в основном им.
Биотопливо: себе дороже
Компания Statoil объявила что с 12 сентября начнет торговать так называемым биотопливом. Как вы оцениваете перспективы развития этого направления в Латвии?
— Компания ЛУКойл в Латвии торгует биотопливом уже несколько месяцев. Это биодизель (дизель с добавлением рапсового, подсолнечного и даже пальмового масла). Однако показатели такой торговли крайне низкие. Это топливо подходит лишь для небольшого ряда специально оборудованных автомобилей. Если залить его в обычную машину — сгорят клапана. Кроме того, оно разъедает узлы из резины или пластмассы Компания Volkswagen, например, стала указывать на баках своих автомобилей, что в случае заправки биотопливом на машину не распространяется гарантия. В сельских районах Латвии этим топливом заправляют трактора и другую сельхозтехнику. Сейчас LUKoil Baltia Rторгует биодизелем из рапса на четырех своих заправках.
Мы пробовали торговать и биобензином: добавляли в бензин 5% спирта (латвийские компании смешивают его сами в специальных блендерах, которых в Латвии всего два). Но спирт (этанол) сильно поднялся в цене, и мы отказались от этой идеи. На сегодняшний день цена на зерно, из которого производят этанол, выросла чуть ли не вдвое.
Кроме того, за три месяца торговли биодизелем на 4 заправках было продано всего лишь 150 тысяч литров, по сравнению с 3,5 миллиона литров обычного дизеля. Отсюда говорить о том, что в Латвии возникнет целая система торговли биотопливом, не приходится. Сам по себе биодизель дороже обычного, но его цена для конечного потребителя остается ниже на 5—6 сантимов за счет отсутствия акцизного налога на его продажу. Государство стимулирует торговлю этим топливом. Таким образом, оно поддерживает сельское хозяйство (поскольку крестьяне выращивают рапс) и заботится об экологии. В Латвии чистый биодизель не облагается налогом, а в Швеции водитель, заправляющий автомобиль биотопливом, даже получает право на бесплатную парковку.
Поесть или заправиться
— Как вы относитесь к часто звучащему в СМИ заявлению о том, что нефть в мире заканчивается?
— Не думаю, что все так страшно. О том, что нефть скоро иссякнет, говорят уже давно, а она все не заканчивается. Нефтедобывающая отрасль не стоит на месте — компании занимаются геологоразведкой, находят новые месторождения. Я надеюсь, что стабилизируется ситуация в Ираке, ведь эта страна просто нефтяная кладовая, а добываются там крохи. ЛУКойл, кстати, тоже имеет нефтяные поля в этой стране, а заняться их разработкой не может из-за напряженной ситуации.
Недавно было открыто новое большое месторождение на Каспии, международная экспедиция отправилась на поиски нефти к Северному полюсу. Там, кстати, находятся несметные запасы нефти, но вот технических средств ее добычи в условиях вечной мерзлоты пока не существует. Однако у меня нет сомнений, что рано или поздно они найдутся, ведь качественную замену нефти до сих не придумали.
Что касается опять же биотоплива, то этанол производят из зерна. А для того чтобы прокормить такую массу людей на планете, его нужно выращивать все больше и больше. Невозможно одновременно обеспечивать объем зерновых культур и для продовольственных, и для топливных нужд. Получается, что возникает дефицит не нефти, а как раз зерновых — многие страны уже голодают, а цены на хлеб и кукурузу все время растут. Мы начали производить биотопливо, но я думаю, что для человечества все-таки важнее хлеб.
Беседовала Инна АКОПОВА