Введение в тему
Дискуссии в науке выполняют ряд полезных функций:
– дают возможность «проговорить», вербализовать мысли, идеи, которые только кажутся их автору понятными;
– дают возможность выявить слабые места в обсуждаемых моделях;
– дают возможность подыскивать аргументы, сравнения, примеры и пояснения;
– дают возможность выявить общие и различающиеся позиции участников дискуссий;
– укрепляют нервы.
Характер и тематика дискуссий зависят от того этапа, на котором находится объект изучения. Дискуссии об аналогических моделях отличаются от дискуссий о классификациях. Но есть одна тема, которая красной нитью проходит через всю историю науки.
Это дискуссии о методике проведения и обсуждения самих научных работ.
Эта тема сейчас особенно актуальна для ТРИЗ-сообщества. Целый ряд докладов, представленных на саммитах разработчиков и на конференциях, немалая доля статей и брошюр демонстрируют нам, мягко говоря, не самый высокий методический уровень.
В свое время философы Моррис Коэн и Эрнст Нагель писали: "В общем можно сказать, что наука будет в безопасности до тех пор, пока существуют люди, которые заботятся о корректности используемых ими методов больше, чем о результатах, полученных с их помощью".
Вот почему, заботясь о безопасности ТРИЗ как науки, мы решили провести дискуссию именно о методических аспектах исследований в ТРИЗ. Начинают эту дискуссию Ю.Даниловский и Ю.Мурашковский. В качестве «затравки» использованы статьи этих же авторов.
Надеемся, что к дискуссии присоединятся те, кого действительно волнует уровень ТРИЗ, как науки.
Ю.Мурашковский