русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Об использовании инструментария ТРИЗ в банковском деле

Об использовании инструментария ТРИЗ в банковском деле

Отчет о семинаре по ТРИЗ с сотрудниками «Текобанка» в Петрозаводске

М.С. Рубин, Петрозаводск, 1993 г.

Опубликовано в «Журнале ТРИЗ», № 11, 1996 г.

Этот отчет был написан, прежде всего, для работников банка, с которыми мы провели семинар по ТРИЗ в 1993 году. Позже выяснилось, что этой работой заинтересовались некоторые коллеги и, поэтому, мы решили сделать отчет доступным.

Подготовка к недельному семинару заняла у нас два месяца активной работы, но и этого оказалось недостаточно, поскольку речь шла о новой для ТРИЗ области. Нужен не один год совместных уси­лий разработчиков и преподавателей ТРИЗ, чтобы можно было с уверенностью говорить о методике применения ТРИЗ в банковском деле. Наш семинар — один из первых вкладов в эту работу.

Из соображений конфиденциальности информации, полученной нами от сотрудников банка, в публикации сокращен раздел «Задачи и проблемы Текобанка».

Семинар был необычайно трудным, но в целом прошел достаточно удачно. Приведу несколько отзывов наших слушателей.

«Воодушевление получил от процесса решения задачи на отбор наличных денег из коммерческих магазинов».

«Обсуждение заставляет задуматься о многих вещах, ставших привычными, позволяет по-новому взглянуть на свои проблемы».

«Считаю, что взаимосвязь ТРИЗ с денежным обращением, банковским делом существует и должна изучаться».

Вот только один из примеров, подтверждающих последнюю мысль. На одном из занятий, разбирая тему «Денежные ресурсы банка» по системному оператору, мы пришли к мысли, что в качестве таких ресурсов можно использовать антисистему — долги. На занятиях у нас не хватало времени, чтобы развить эту идею, а недавно мы узнали, что некоторые банкиры Санкт-Петербурга уже скупают долги.

Общие сведения

Семинар по ТРИЗ проводился в соответствии с договором, заклю­ченным между акционерным банком «Текобанк» и фирмой «Петро-ТРИЗ» в апреле 1992 г. По приказу Президента «Текобанка» на семинар были направлены 10 сотрудников банка. Со стороны «Петро-ТРИЗ» семинар вели М.С.Рубин, А.Б.Селюцкий и А.В.Тригуб; один семинарский день провели Б.Л.Злотин и А.В.Зусман.

В результате проведенного семинара слушатели ознакомились с основными механизмами ТРИЗ, выявлены области возможного применения ТРИЗ в банковском деле, составлен перечень проблем и задач Текобанка и проведен их разбор.

Семинар можно считать доста­точно уникальным — в ТРИЗ практически нет опыта применения

теории в банковском деле и обучения работников банка. Первый «блин» не вышел комом — все основные цели семинара были достигнуты.

Основные разделы

Весь семинар можно условно разбить на три блока.

Обучение. Этот блок включал механизмы развития мышления (анализ и разрешение противоречий, ИКР, анализ ВПР, системный оператор, элементы РТВ) и информационный материал по ТРИЗ (законы развития техники, АРИЗ, приемы и стандарты на решение изобретательских задач, этапы развития систем, закономерности развития коллективов, социально-техническое прогнозирование и др.).

Выявление, анализ и решение банковских задач с помощью инструментария ТРИЗ.

Разработка стратегии сотрудничества фирмы «Петро-ТРИЗ» с «Текобанком».

Задачи и проблемы «Текобанка»

Для формулирования пакета задач и проблем «Текобанка» использовались различные подходы: индивидуальные беседы, обсужде­ние задач на семинарских занятиях, домашние задания (проблемы банка; пожелания волшебнику, который зашел в банк; задание для городского конкурса на решение банковской задачи; «диверсия» против банка).

Список проблем

Задачи, сформулированные сотрудниками банка

С первого дня занятий в аудитории висел лист ватмана, разделенный пополам. На одной половине мы записывали задачи текущего характера, а на другой — проблемы на будущее и направ­ления возможного сотрудничества. Каждый из слушателей, наравне с преподавателями, мог записать интересную на его взгляд и важную для банка задачу. Конечно, задачи мы начали выяснять еще до начала семинара — практически со всеми нашими будущими слушателями мы имели предварительные беседы.

Всего было сформулировано таким образом 23 задачи. Надо быть готовым к тому, что задачи будут давать в «нетризовском» виде или вообще в непонятном для не банкиров виде: «Коэффициент Н5 должен быть по норме не более 0,7, а в действительности он существенно больше», «Как увеличить долю ликвидных активов в общей сумме активов?», «Как вызвать доверие к чеку России?», «Коммерческие магазины не дают сведений о наличных деньгах» и т.п.

По сути, это были лишь проб­лемные ситуации, из которых еще только предстояло «вытащить» за­дачи, но и этого было достаточно для начала.

Мы не ставили своей целью решение задач банка — мы хотели только показать, что эти задачи воз­можно решать с помощью ТРИЗ, хотя для этого и необходима значительная предварительная работа.

Что просить у волшебника для банка?

Всего было высказано шесть «просьб».

Одна из них: сделать банк акционером и пользователем меж­дународной информационной компьютерной сети, объединяющей практически все банки мира, кроме банков СНГ, у которых не хватает средств, чтобы войти в эту систему.

Задачи для городского конкурса было предложено три конкурсных задачи. Одна из них: придумать новые формы безналичного расчета.

«Диверсия» в банке.

Всего предложено 12 «диверсий». Две из них: сразу все предприятия требуют возврата своих денежных средств с расчетных счетов, депозитов, средств, находящихся в акциях; несколько крупных клиентов терпят крах, не возвращая долги банку.

Проблемы, по которым частично был проведен анализ

Обсуждение проблем происходило на семинаре по формуле «слушатели — ведущий». Ведущий задавал вопросы по обсуждаемой проблеме, направлял обсуждение, выявлял противоречия, классифицировал получаемую информацию и подводил промежуточные итоги обсуждения. Слушатели давали необходимую для обсуждения инфор­мацию и принимали решение о возможности применения того или иного способа решения проблемы. Всего на семинаре мы успели обсудить четыре наиболее актуальные для банка проблемы.

ТРИЗ и банковское дело

1.            Банкиры, как и специалисты других областей деятельности, считают, что банкиром нужно родиться. «В банке имеются должности, которые благодаря учебе занимать нельзя. Нужен талант. Только где найти столько талантов?..» [Р.Кадыров, Записки банкира, Уфа, 1990, с. 181].

Выискивать таланты можно, но это далеко не всегда это эффективно. Гораздо надежнее иметь теорию, позволяющую решать творческие банковские задачи по правилам и законам.

Возникает вопрос: есть ли необходимость в создании какой то новой теории или достаточно того, что нам уже известно в ТРИЗ? Механический перенос ТРИЗ в новую область, в частности в банковскую, означал бы гарантированное снижение качества решения задач. Необходимо учитывать специфику задач и особенности приемов их решения в новой области.

Пока трудно назвать какую-то одну главную, центральную черту, отличающую банковские задачи от технических (возможно, что ее просто нет).

Приведем комплекс отличий банковского дела от техники:

—           в банковском деле, в отличие от техники, нет готового фонда изобретений, необходимого для создания теории;

решение творческих задач в банке, как правило, является коммерческой тайной, что усложняет формирование информационного фонда по изобретениям в банках;

в банковском деле внедрение решений происходит примерно
на порядок быстрее, чем в технике;

 

банк — социальная система, это резко повышает уровень ответственности за внедрение решений, сильно ограничивает возможности применения метода проб и ошибок;

задачи приходится решать в режиме реального времени, по ходу решения неожиданно может измениться закон, экономическая или социальная обстановка, неудачный ход (проба) может полностью изменить не только исходную задачу, но и ситуацию в целом;

—           банковские задачи часто приходится решать в условиях сильного дефицита информации, далеко не всегда можно предсказать последствия того или иного решения;

— при решении банковских задач необходимо формулировать и решать не только технические, но и социальные противоречия.

4. В ТРИЗ используется це­почка, уточняющая исходную ситуацию, АП — ТП — ФП. Эта цепочка «вытянута» в сторону нахождения технического решения задачи. При анализе банковскизх проблем после АП приходилось формулировать не техническое, а социальное противоречие. Оно могло быть отнесено к человеку, паре лиц или к организациям—любой социальной или социально-технической системе. Это существенно расширяет поле поиска выхода из проблемной ситуации.

В каждом конкретном случае трудно заранее предсказать, какой путь окажется эффективнее: технический или социальный. Иногда, банковскую задачу, поставленную как социальную («Филиалы не дают необходимой информации») удавалось решить на техническом уровне. В других случаях задачу, поставленную как чисто техническую, приходилось решать на уровне социума.

Например, на одной ТЭЦ нам была поставлена задача осуществить экспресс-анализ угля по ГОСТ, на что в нормальных условиях нужно значительно больше времени, чем на полное использование этого угля. Мы предложили в договоре, который заключает ТЭЦ с поставщиками, оговаривать способ и технологию проверки качества угля, не ссылаясь на ГОСТ.

Развитие банковской технологии идет через преодоление противоречий.

Как и в технических системах, в банке имеется центральное противоречие, влияющее на всю деятельность и развитие банка: свободных ресурсов (денег) в банке не должно быть, поскольку деньги должны находиться в обороте у кли­ентов; в банке должны быть значи­тельные свободные ресурсы, чтобы в любой момент банк мог удовлетворить требования своих клиентов по изъятию вкладов.

Мы отследили в банковском деле реализацию следующих законов развития ТС: полноты частей системы, сквозного прохода энергии (потоков информации, наличных и безналичных денег), увеличение степени идеальности, неравномерности развития частей систе­мы, перехода в надсистему и повышение степени управляемости и динамичности.

Удается перенести в банковскую область и некоторые механизмы решения технических задач: применение части приемов преодоления технических противоречий (например, использование копий), линии моно-би-поли-свертывание, мобилизация ВПР.

6. Достаточно условно «банковские изобретения» можно раз­делить на три типа: чисто техничес­кие приспособления для банка (машинка для проверки и подсчета денег, кредитные карточки и пр.); изобретение новых банковских операций, например факторинг, трастовые операции, лизинг; применение известных документов, операций, технологий в новом качестве, например спекулятивные операции на акциях, безналичный расчет.

В действительности все три типа изобретений часто переплетены друг с другом: чисто техническое решение может привести к новым банковским операциям; решение, которое казалось частным, может получить социальное значение. Характерной особенностью банковских изобретений является их многофункциональность и возможность наращивания выполняемых функций. Чем больше функций может выполнять банковская операция или ценная бумага — технологических, коммерческих, социальных, — тем выше уровень изобретения. Возможна ситуация, при которой то или иное «банковское изобретение» повышает уровень за счет «навешивания» новых функций более высокого ранга. Например, доверительное письмо от одного банкира к другому постепенно переродилось в чек, а последний превратился в один из видов безналичного расчета вообще.

В банковском деле, как в технике или науке, изобретения высокого уровня могут вызывать резкое неприятие. В течение нескольких веков, например, сама идея пускать капитал в оборот под проценты казалась крамольной.

При формировании фонда  «банковских изобретений» существующая секретность может сыграть положительную роль, отсекая изобретения низкого ранга. Изобретения высокого ранга неизбежно со временем становятся общеизвестными.

7. Банк, хоть и важная, но только часть более крупной системы: технологии товарно-денежных отношений (ТТДО). Задачи, возникшие на биржах, в предпринимательстве, менеджменте имеют общие черты. Есть смысл объединить всю эту область и создавать для нее единую теорию решения задач — ТРИЗ ТТДО. Опыт технической ТРИЗ показал, что разные области техники имеют единые законы развития и механизмы решения задач. Отличие только в ограничениях, которые накладывают на них особенности той или иной области техники. Аналогичная ситуация, видимо, и в технологии товарно-денежных отношений.

  на главную | наверх