ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРИЗ - ТРТЛ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРИЗ - ТРТЛ
М.С.Рубин, Петрозаводск, 1991 г.
Трудно писать о ТРИЗ-ТРТЛ в целом. Разные направления, подходы и цели объединяет сейчас тризовское движение. Тем важнее попытаться увидеть общую картину и тенденции развития ТРИЗ-ТРТЛ. Прогноз — можно и так назвать попытку систематизировать накопившиеся за последнее время мысли о нашем движении.
Главная цепь ТРИЗ-ТРТЛ — каждому человеку должно быть доступно творчество самого высокого уровня. Все, что мы делаем в ТРИЗ, разработано в теории, написано в книгах и изучается на семинарах — ради достижения этой Цели. С ее высоты мы и попытаемся наметить перспективы развития движения.
ТРИЗ и ТРТЛ можно рассматривать на трех уровнях: теория, практика и обучение. Таким образом, выделяются шесть направлений ТРИЗ-ТРТЛ, каждое из которых имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
1.1. ТРИЗ-теория. Можно выделить три оси развития этого направления. Первая ось — развитие традиционной, классической ТРИЗ. Здесь теория уже сложилась как достаточно полная и работоспособная система. В ближайшее время трудно ожидать принципиально новых шагов в этой области. Что-то, безусловно, будет уточняться, детализироваться, но одновременно это будет приводить к разбуханию и усложнению механизмов решения задач. Эта тенденция просматривается уже сейчас. Такое положение связано с отсутствием, на мой взгляд, острой необходимости в развитии теории. Задачи решать можно, для обучения материала более чем достаточно. Возникают проблемы с переводом ТРИЗ на ЭВМ, но пока и в этой области достаточно материала, накопившегося за последние десятилетия в ТРИЗ.
ТРИЗ | ТРТЛ | |
ТЕОРИЯ | а) Классическая ТРИЗ: детализация и разбухание. 6) Переход в надси-стему: ТРТС, прогнозирование, в) ТРИЗ в других областях и в сочетании с другими методами . г) Историческая ТРИЗ. | Уточнение шагов ЖСТЛ. Выход в надсистему: — творческие коллективы, — общество, главным вектором которого является творчество. Опасность порчи |
ПРАКТИКА | От ФСА к ТРИЗ-анализу. Подготовка профессиональных решателей и аналитиков. | Прикладная ТРТЛ. Проблема выбора (формирования) Достойной Цели. Инструментализация шага «встреча с чудом». Подготовка исследователей. |
ОБУЧЕНИЕ | Специализация обучения по возрастам и специальностям. Система непрерывного обучения. Развитие системы «книг». Проблемы качества и единого языка тризов-цев. | Подготовка преподавателей (наставников) по ТРТЛ. Статьи и книги по формированию (самовоспитанию) творческих личностей. |
Вторая ось этого направления — переход от ТРИЗ к ТРТС, синтезу технических систем и их прогнозированию. Пик развития здесь, видимо, еще впереди.
Возможные области разработок:
А. Специализация теории для решения определенных классов задач и технических систем. Назначение ТС и условия, в которых она работает, откладывают определенный (закономерный) отпечаток на ее развитии. Сейчас в ТРИЗ подобные особенности учтены, например, для задач на измерение и обнаружение. Возможно, удастся выделить и другие характерные классы задач.
Б. Проектирование развития ТС вместо решения изобретательских задач. Противоречия ТС необходимо предвидеть и разрешать заблаговременно, не дожидаясь их обострения. Эта проблема выходит за рамки чистой техники. Необходимо развитие социально-технического прогнозирования. Техника развивается во взаимодействии с человеком и обществом. Важно учитывать это при разработке долгосрочных прогнозов. Социально-техническое прогнозирование — это система взаимосвязанных прогнозов от систем верхнего яруса — цивилизация, регион — до конкретных технических систем (например, система прогнозов: БТМ — город — ТЭЦ — котельный цех ТЭЦ). Социально-техническое прогнозирование должно дать возможность выбора стратегии развития ТС, облегчить переход от изобретательской ситуации к изобретательской задаче.
Третья ось связана с переходом к новым областям: электронике, искусству, науке, теории развития теорий. Объединение ТРИЗ с другими науками, методами, теориями вполне закономерно. При этом, однако, возникает опасность — потерять «лицо» ТРИЗ, его характерные признаки. Попытаемся перечислить некоторые из них:
— сбор и ранжирование по уровням готового или нового информационного фонда;
— построение теории на основе верхних ярусов информационного фонда, связанных с творчеством высокого уровня;
— стержневые понятия теории
— идеальная система и противоречия;
— тесное взаимодействие развития теории, обучения и практики;
— простота, доступность и системность.
Еще одной осью ТРИЗ-теории, на мой взгляд, может стать историческая ТРИЗ. Назову только несколько из возможных тем:
— история развития ТРИЗ;
— закономерности развития древних цивилизаций с позиций ТРИЗ;
— история и закономерности развития способов (приемов, механизмов) преодоления технических противоречий с древнейших времен — «палео-ТРИЗ».
1.2. ТРИЗ-практика. Сейчас проводится немало работ, связанных с анализом производства с применением ТРИЗ. По инерции прошлых лет эти работы продолжают называть функционально-стоимостным анализом.
На самом деле в ТРИЗ-анализе уже мало чего осталось от ФСА. Функционально-стоимостной подход далеко не всегда оказывается применимым и эффективным. Гораздо гибче индивидуальный подход: нахождение критериев выбора наиболее актуальных задач для каждого конкретного случая. Критерий стоимости становится частным, одним из возможных. Методологию нахождения критериев анализа, видимо, еще предстоит разработать. Она допжна быть направлена на преодоление противоречий, которые могут возникнуть между целью анализа и главной функцией системы, с одной стороны, и доступным на данный момент времени информационным фондом — с другой. Необходимо собрать и проанализировать информацию о подобных противоречиях и способах их разрешения. Универсальным критерием, например, может стать поиск главного, наиболее острого на данный момент противоречия. Часто это оказывается сделать проще, чем анализировать несоответствие между важностью функций и их стоимостью.
Актуальным для ТРИЗ-анализа является и создание банка техно-эффектов, позволяющего переходить от идеи решения к конкретной технологии. Развитие ТРИЗ-анализа еще впереди, но уже сейчас он эффективнее, глубже и гибче, чем классический ФСА.
1.3. ТРИЗ-обучение. Это направление развивается наиболее активно и полно. Обучение проводят в детских садах, в начальной школе, в средних и старших классах, в институтах, на производстве. Обучают инженеров, педагогов, ученых, социологов, психологов, менеджеров, врачей... Существуют различные по объему, форме проведения и цепям курсы, например, для решения задач, для общего развития, ознакомительные, с сауной, с «Изобретающей машиной»...
Главная проблема — качество обучения. Достигаться оно может, прежде всего за счет построения системы книг, пособий, видеоматериалов, концепция которой была предложена Г.С.Альтшуллером. Необходимы программированные пособия по обучению ТРИЗ, обучающие программы дпя ЭВМ (создание программированных пособий должно опережать разработку обучающих подсистем «Изобретающей машины»). Необходимо развивать систему подготовки и повышения квалификации преподавателей ТРИЗ.
Типичная ошибка в обучении — выход на новую аудиторию или тематику опережает теоретические работы в этой области. К сожалению, довольно часто эта ошибка становится очевидной уже после семинара.
Еще одна опасность, о которой уже писал Г.С. Альтшуллер: разноязычие тризовцев. Речь идет не о распространении ТРИЗ за рубежом, а о разном толковании понятий и терминов, разных материалов, используемых при обучении. Если преподаватели далеко не всегда понимают друг друга, то что будет с их слушателями? Хорошая профилактика разноязычия — совместные семинары разных школ, общение на страницах «Журнала ТРИЗ». Исследования, право на свою точку зрения — все это, безусловно, необходимо, но необходим и язык общения, понятный для всех.
2.1. ТРТЛ-теория. В отличив от ТРИЗ в ТРТЛ гораздо труднее гарантировать результат — формирование ТЛ. Имеется несколько причин такой ситуации:
— трудности с выбором (формированием) Достойной Цепи;
— возникновение ТРТЛ опередило появление механизмов решения задач вне техники;
— формирование ТЛ гораздо более трудный, сложный и длительный процесс, чем решение изобретательских задач.
Развитие ТРТЛ должно идти интенсивнее, чем ТРИЗ. Здесь больше белых пятен, больше вопросов и проблем. Можно выделить два направления развития ТРТЛ: детализация шагов и выход в надсистему.
Детализация шагов может идти двумя путями:
— за счет пополнения картотеки биографий творческих личностей;
— за счет опыта практического использования ТРТЛ.
Выход в надсистему тоже может быть разным:
— изучение формирования, развития и распада творческих коллективов (таких как импрессионисты, Битлз, научные школы в физике или математике);
— проектирование общества, в котором шаги ВС против ТЛ, хотя бы частично, ослаблены. Примером такой работы может быть статья «Спорт — западня XX века». Один из ее выводов: главным вектором общества будущего должно стать творчество. При этом спорт потеряет свою значимость, перестанет играть роль конкурента Достойной Цели.
Центральная проблема ТРТЛ — выбор Достойной Цели. Возможно, социально-техническое прогнозирование сможет дать непрерывно развивающийся куст задач, способных формировать ДЦ. Еще одна важ-ная проблема ТРТЛ — инструментализация шага ЖСТЛ «встреча с чудом». ТРЛ легко (гораздо легче, чем ТРИЗ) поддается порче. Возможный выход — подготовка, исследователей высокого уровня и переход к практической ТРТЛ, способной показать реальную значимость тех или иных предложений, уточнений или добавлений к ТРТЛ.
2.2. ТРТЛ-практика. Речь идет не о лекциях по ТРТЛ, а о целенаправленном формировании ТЛ. Это одна из самых важных и в то же время неизведанных областей ТРИЗ-ТРТЛ. Делаются только первые робкие шаги: воспитание собственных детей, кружки, совсем робко — школьники. При этом нет ни программ, ни правил, предупреждающих об ошибках. Каждый продвигается практически впотьмах.
Важнейшая проблема — подготовка исследователей. Без ее решения все проблемы ТРИЗ-ТРТЛ будут развиваться по наименее желаемому из возможных вариантов. Нужны разработки по ведению исследовательских работ, например, теория развития теорий, история развития ТРИЗ-ТРТЛ.
Со временем ТРТЛ-практика может дать толчок развитию ТРТЛ-теории. На мой взгляд, интересных результатов можно ожидать от практического использования идей ТРТЛ при воспитании своих детей.
2.3. ТРТЛ-обучение. Трудно назвать обучением поверхностное ознакомление на семинарах по ТРИЗ (причем, далеко не на всех) с основными идеями ТРТЛ. Что-то, безусловно, дает даже такое беглое знакомство с ТРТЛ. Кроме того, сейчас появляется все больше публикаций по ТРТЛ. Однако, это — пассивное обучение, рассчитанное на то, что люди сами найдут способ приложить теорию к своим проблемам. ЖСТЛ показывает, что для формирования ТЛ нужны наставники. Необходимо начать подготовку наставников (преподавателей-педагогов, родителей, руководителей кружков). Нужны и книги по ТРТЛ для детей.
Коротко подведем итог по перечисленным направлениям развития ТРИЗ-ТРТЛ. Бросается в глаза: в ТРИЗ обучение опережает практику и теорию, а в ТРТЛ, наоборот, — практика и обучение отстают от теории. На мой взгляд, необходимо создавать систему формирования творческих личностей. Именно эта проблема в первую очередь требует дальнего прогнозирования. Через 15-20 лет о ТРИЗ будет известно практически всем. Эффективность применения ТРИЗ окажется ограниченной цепями и качествами творческих личностей. Эту проблему невозможно будет решить быстро, к ней необходимо готовиться уже сейчас. Из каких блоков должна состоять система формирования ТЛ, какие теоретические и экспериментально-практические работы необходимо выполнить для ее создания — проблем много. Без их решения не удастся в полной мере достичь главной цели ТРИЗ-ТРТЛ — обеспечить право каждого человека на Творчество.
Обзор проблем ТРИЗ-ТРТЛ несет, безусловно, отпечаток личных взглядов автора. Тема системного анализа ТРИЗ-ТРТЛ многогранна. У каждого могут быть свои подходы. Было бы интересно и полезно узнать мнение преподавателей и разработчиков ТРИЗ-ТРТЛ о перспективах развития тризов-ского движения.
Получено редакцией "Журнала ТРИЗ" 19.11.91
Опубликовано в "Журнале ТРИЗ" № 1.2, 1991 г