русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Первые карты третьего мира

Первые карты третьего мира

1. Трехмирное пространство

Мы живем в мире принятых решений. Стул, на котором мы сидим, одежда, которую мы носим, дорога, по которой мы идем или едем – это все кем-то когда-то принятые решения. Так нас учили и в школе. «Ученые долго не могли правильно понять строение атома» - строчка из школьного учебника физики. Нам остается только сделать вывод, что теперь они поняли его правильно. А мы пользуемся их решением. Откуда же берутся правильные решения – этот вопрос не стоял. Все и так знали – гении их создают.

ТРИЗ открыла нам второй мир – мир задач. До этого мы, конечно, понимали, что решения получаются из задач. Но были уверены, что задачи – это такие случайные штуки, которые нам мешают жить, и с которыми гении справятся, надо только подождать. ТРИЗ показала, что мир задач – это системный, отнюдь не случайный мир. И дала нам карту этого второго мира. Но мы остались вправе задать следующий вопрос: а откуда берутся задачи?

И этот вопрос выводит нас в третий мир, в мир представлений.

Долгое время в этом мире осматривались только философы. Затем эстафету перехватили науковеды. Все они сделали «статическое» описание третьего мира. Некоторые из них (особенно Т. Кун) пошли дальше. Они начали описывать изменения этого мира.

ТРИЗ дала новый инструмент для таких описаний. И он не мог долго пылиться на складе. Г.С.Альтшуллер, затем его последователи Г.Л.Фильковский, И.М.Кондраков и ряд других исследователей попытались использовать механизмы, открытые в ТРИЗ, для описания изменений в научных представлениях.

Островов на карте третьего мира становилось все больше. В конце концов они просто должны были образовать материк. Третий мир оказался таким же системным, как и первые два. Там живут наши представления об окружающем. Они образуются, изменяются, умирают, заменяются другими. И все это не как попало, а по своим законам. Сталкиваясь, эти представления рождают задачи. Задачи рождают решения. И из них уже образуется первый мир, в котором мы живем.

Карта третьего мира пока еще очень неясная и фрагментарная. Мы можем двигаться по ней уже не в темноте, но все еще в густых утренних сумерках. То, что известно сейчас, показано на схеме.

2. Начало начал

Рождение представлений вовсе не обязательно происходит в момент, когда мы впервые увидели некое явление. Мы могли видеть разные его проявления веками. Например, магнит известен с незапамятных времен. Но вопрос, почему он притягивает железо, никогда всерьез не стоял. Представления об этом начали складываться только тогда, когда накопилось большое число фактов о разного рода притяжениях.

Пример 1: Магнитные силы ассоциировались с плотской любовью. Железу приписывали мужское начало, магниту - женское. К магнитным силам относили взаимоотношения людей, прилипание куска мяса к губе, химические взаимодействия, например, серы с металлами. К магнитам относили рыбу-прилипалу, морских моллюсков, присасывающихся к днищу корабля, некоторые мифические минералы.

Именно из таких разнообразных, хаотичных данных и рождается чудо – какое-то связное представление об изучаемом объекте. Оно представляет собой просто аналогию с уже известными представлениями. Самая доступная аналогия – с человеком. Поэтому для объяснения явлению приписывается человеческая мотивация, человеческие свойства.

Пример 2: Свойства магнита ряд древнегреческих философов объяснял тем, что у него есть особая «душа».

Тем самым легко объединялись в единую группу и взаимодействия людей, и соединения веществ и т.п. явления.

Не стоит смотреть на такие модели действительности свысока. Как бы ни была развита система представлений, в ней всегда остается аксиоматика – слой, который мы принимаем без размышлений, просто потому, что он есть. Почему все тела падают на Землю? Притяжение? А что это такое? И чем это отличается от «души», заставляющей магнит притягивать железо?

Гениальность таких первых, магических объяснений заключается в том, что они дают возможность продолжать исследования осознанно, уточнять область исследований. Лишнее отпадает, объект начинает вырисовываться.

Пример 3: В 1269 г. Пьер Перегрин из Марикута написал книгу "Письма о магните", в которой собрал много сведений о магните, накопившихся до него и открытых им лично. Перегрин впервые говорит о полюсах магнитов, о притяжении ("совокуплении") разноименных полюсов и отталкивании одноименных, об изготовлении искусственных магнитов путем натирания железа естественным природным магнитом, о проникновении магнитных сил через стекло и воду, о компасе.

Такое уточнение объекта позволяет строить более точные представления, модели.

Пример 4: Ценность этой точки зрения (Перегрина – Ю.М.) заключается в том, что она, наталкивая на размышления, привела средневекового арабского мыслителя Ибн-Рушда (Аверроэса) к гениальной догадке. По его мнению, естественный магнит искажал ближайшее к нему пространство в соответствии с его формой. Ближайшие к магниту области среды, в свою очередь, искажали ближайшие к ним и так до тех пор, пока "специи" не достигали железа.

Это тоже модель-аналогия. Но гораздо более точная. Любители аналогий видят в ней даже намек на магнитное поле, хотя едва ли Ибн-Рушд думал о чем-то подобном.

Аналогии не стоят на месте. Они усложняются, дополняются. И в конце концов становятся настолько сложными, что теряют связность, становятся скорее художественными, чем научными. Противоречие между точностью и полнотой описания заводит аналогии в тупик.

2. Классификация – мать порядка

Начинается новый период – период классификаций.

Пример 5: …разрыв ковалентной связи, образованной двумя электронами, в принципе может происходить только одним из двух способов: либо по одному электрону каждому из осколков (гомолиз), либо одному оба, другому ничего (гетеролитический разрыв):

  A  :  B  →  A· + B· ;      A  :  B  →  A+ + B

Гомолиз                        Гетеролиз

В первом случае образуются только свободные радикалы, во втором  только ионы (явные или скрытые “криптоионы”). Эта классификация реакций по их механизму верой и правдой служила химикам много лет и именно в силу своей очевидности долго казалась единственно возможной; во всяком случае, именно этот постулат являлся символом веры для органиков самых разных школ и направлений.

Пример 6: Первой попыткой классификации орудий труда (первобытных людей – Ю.М.) была классификация датского археолога Каунсиллора Томсена, создавшего экспозицию в Национальном музее древностей в Копенгагене и описавшего ее в 1836 г. Орудия были распределены по материалу – камень, медь или бронза, железо...

Чаще всего классификации развиваются по известному нам из ТРИЗ пути «би-поли». Исследуемые объекты делят на две группы (пример 5), затем на большее число групп (пример 6 – три группы).

Разные виды изучаемых объектов занимают свои места в некоей системе представлений – таблице, иерархической структуре и т.п. Примером сложных, разветвленных, иерархических классификаций могут служить биологические классификации. Классификации дают несоизмеримо более полное представление об объекте, чем аналогии. Но тоже заходят в свой тупик. Многие объекты приходится относить к разным классам одновременно.

Пример 7: Все биологические классификации выделяют две большие группы – животных и растения. Однако ряд простейших и грибы обладают свойствами и той и другой группы.

Приходится добавлять новые группы, классы, делить мелкие единицы классификации на еще более мелкие. В классификации становится просто невозможно разобраться.

3. Шаг за шагом

Но тут оказывается, что один из параметров, по которым производилась классификация, на самом деле меняется не в «пространстве», а во времени.

Пример 8: Последователи Томсена (см. пример 6 – Ю.М.) – его преемник по Национальному музею в Копенгагене датчанин Чемберлен Ворсо и швед Свен Нильсон –увидели, что предложенные типы орудий на самом деле изготавливались в разное время.

Начинается новый период жизни представлений – периодизации. Это тоже классификации, но во времени.

Пример 9: Первобытную историю разделили на три периода: каменный век, бронзовый и железный.

Пример 10: Труды Жана Пиаже посвящены в основном систематическому изучению "умственного" развития ребенка: формированию мышления, моральных суждений, понятий числа, количества, движения, времени, скорости, пространства, случайности... словом, всех явлений, связанных с тем, что принято называть интеллектом. Он является автором стадиальной теории развития умственных действий - от инстинктивных реакций до "гипотетико-дедуктивного" рассуждения, - о которой упоминается во всех учебниках педагогики.

Периодизация снимает основное противоречие классификаций, но сама попадает в ту же ловушку. Параметры, по которым производят периодизацию, перестают совпадать. В одном и том же явлении один параметр оказывается из предыдущего периода, а другой – из последующего.

Пример 11: Анализ экспериментального материала прежде всего показал, что письменные реакции учеников всех классов протекают медленнее, чем устные. В то же время процент адекватных реакций выше в письменной речи.

То есть, развитие навыков учеников измеряют по скорости и объему адекватных реакций. В то же время выделяется два периода развития речи – устный и письменный. Характер развития объема адекватных реакций и скорости реакций с этой периодизацией не совпадает.

Это противоречие на этапе периодизаций оказывается неразрешимым.

4. «Равномерно и прямолинейно»

Его снимает следующий этап развития представлений – эволюционные модели.

Пример 12: В течение XIX века было обнаружено огромное число остатков животных, не описанных ни одной классификацией. Их пытались вносить в эти классификации. Затем было выдвинуто предположение, что они жили в разные периоды времени. Это тоже не объясняло обилия разнообразных форм. Тогда появилась эволюционная теория Дарвина.

Эволюционные модели отличаются от периодизаций своей непрерывность. Свойства исследуемых объектов оказываются однозначно зависимыми от развития какого-то параметра (или нескольких параметров).

Когда в развитии представлений наступает какой-либо следующий этап, кажется, что именно на нем развитие прекратится. Все становится понятным, зачем еще мучаться и что-то искать. Невозможно даже предположить, что еще можно искать и где. И тем не менее развитие продолжается, новые этапы не заставляют себя долго ждать. Их может вызвать к жизни развитие как самой науки, так и других наук.

Пример 13: Таблица Менделеева и связанный с ней периодический закон представляют собой развитую классификацию. Параметром классификации является атомная масса. Полтора века эта таблица и дополнения к ней устраивают химиков. Однако когда на этапы периодизации и эволюции вышла космогония, возник вопрос о химическом составе материи. Остается ли он постоянным с момента Большого взрыва или все же меняется? Одним из возможных ответов на этот вопрос является теория химической эволюции Вселенной. Согласно этой модели во время Большого взрыва первым появился водород. Однако условия в тот момент были таковы, что атомы водорода сливались, полученные продукты тоже сталкивались в различных комбинациях, в результате постепенно возникли и все остальные элементы в порядке возрастания атомной массы.

Постепенно оказывается, что параметры эволюции действуют неравномерно. Из-за этого и сам ход эволюции не является таким уж гладким, как это представлялось вначале.

Новые данные объясняются эволюционными моделями все хуже и хуже. Сложность объяснений возрастает.

5. Закономерности неправильностей

Из этого тупика выход обнаруживается на следующем этапе. Возникает модель эволюции эволюций. Неравномерность эволюции тоже оказывается подчиненной определенным закономерностям.

 

Пример 14: По одной из современных моделей биологической эволюции смена видов происходит не постепенно и равномерно, как у Дарвина, а пульсациями. Вид принципиально не меняется до тех пор, пока не исчезает его ниша и не открывается новая.

Тогда происходят резкие изменения, в течение нескольких поколений ниша заполняется, –это уже новый вид, - и снова все успокаивается, пока не начнутся новые изменения ниш.

 

Пока не обнаружено никаких свидетельств существования следующих этапов развития представлений. Это, конечно, может означать, что их и нет. Но это никак не может означать, что их не будет. Мир представлений изменчив, он развивается и сам себе создает все новые и новые законы. В древнем мире были в основном простые модели-аналогии. Прошло время, и в нем появились более сложные модели.

 

Пример 15: Война Рима с Карфагеном превратилась в конфликт, в исходе которого были так или иначе заинтересованы различные государства средиземноморского мира благодаря переплетению их интересов. Отмечая это, Полибий пишет: «Раньше события на земле совершались как бы разрозненно, ибо каждое из них имело свое особое место, особые цели и конец, начиная же с этого времени, история становится как бы одним целым: события в Италии и Ливии переплетаются с азиатскими и эллинскими, и все сводится к одному концу».  

 

6. Чем дальше в лес

 

Уже давно замечено, что ближе всего к «реальности», к практике стоят модели-аналогии. В них все просто и понятно, они легко применимы на практике, а если их применение не дает результата, то это объясняется неточными выполнениями рекомендаций.

 

Пример 16: Знаменитый обряд некоторых австралийских аборигенов – «карго». Аборигены имитировали действия портовых рабочих. Логика простая: портовые рабочие проделывают определенные действия, – и появляются грузы. Значит, повторив все, как надо, можно получить такие же грузы.

 

Чем дальше мы продвигаемся по линии развития представлений, тем дальше оказываются наши модели от объектов, «данных нам в ощущениях», тем многоступенчатее становятся построения. Для того, чтобы эти модели могли использоваться практически, приходится выстраивать промежуточные «подмодели». Иногда даже в несколько рангов. И чем ниже ранг, тем ближе тип «подмодели» к началу нашей схемы.

 

Пример 17: Один из параметров периодизации первобытной истории – наличие идеологической деятельности. Она, похоже, появляется только у неандертальцев. Так вот, археологическая информация, на основе которой делаются выводы, классифицирована на две группы: информация, относящаяся к погребениям, и информация, свидетельствующая о выработке каких-то форм эстетического отношения к действительности и начале искусства. Сами же археологические материалы изучаются при помощи моделей-аналогий. Например, тот факт, что захоронения делались на периферии пещер, трактуется так: покойники для неандертальцев как бы отделены от мира живых, но не отлучены от него совсем.

 

Давайте рассмотрим нашу модель развития представлений с этой точки зрения. Сейчас она представляет собой типичную периодизацию. В ней период аналогий сменяется периодом классификаций, затем периодом периодизаций и т.д. Значит, внутри этих периодов мы можем ожидать каких-то классификационных дроблений.

 

И действительно, почти сразу же стало видно, что на любом этапе существует два вида моделей – однофакторные и многофакторные.

 

Пример 18: Известна модель, согласно которой черная кожа у негроидов возникла из-за приспособления к жаркому климату. Модель не содержит никаких объясняющих механизмов и возникла по аналогии с бытовыми наблюдениями – от температуры многие предметы темнеют; у европеоидов от солнца появляется загар. Но распределение цвета кожи по разным районам Африки не соответствует распределению климата. Д.Ливингстон дополняет эту модель-аналогию вторым фактором – влажностью воздуха.

 

Это были модели-аналогии. Классификации тоже строятся по одному параметру, а затем становятся многопараметрическими.

 

Пример 19: Почти полвека химики классифицировали химические элементы. По физическим параметрам, по валентности и т.п. Таблица Менделеева была всего лишь одной из таких классификаций. Выделилась она тогда, когда Менделеев обнаружил повторяемость других свойств, то есть появилась возможность ввести в классификацию другие параметры. Сейчас таблица Менделеева представляет собой классификацию минимум по десятку факторов.

 

И даже периодизации, хотя и появляются, как временная классификация по одному параметру, быстро становятся многофакторными.

 

Пример 20: Существует гипотеза расообразования. По ней расы в основном появились в позднепалеолитический период, как результат приспособления к географическим условиям. В жарком климате Африки кожа стала черной для защиты от солнца, волосы на голове стали курчавыми, чтобы создавать воздушную прокладку, губы и нос вывернулись, чтобы увеличить теплоотдачу. У монголоидов, живущих в условиях пыльных бурь, глаза сузились, и в них появилась специальная складка для защиты от пыли, а у европеоидов увеличился нос, чтобы в холодном климате удлинить дыхательные пути для лучшего обогрева. Это подтверждается четким распределением рас по материкам. Это, однако, не стыкуется с рядом фактов. Так, у монголоидных американских индейцев нос большой, хотя живут они в жарких районах. Другая же группа монголоидов живет в самых холодных районах Земли, у них дыхательные пути намного длиннее, чем у европеоидов, но нос так и не увеличился.

Для спасения гипотезы пришлось добавить новые факторы. Последующее распространение первобытных людей, изоляция некоторых ветвей, а также смешение рас привело к образованию подгрупп. Австралийская ветвь негроидов и американская ветвь монголоидов изменились из-за изоляции, южная ветвь европеоидов смешивалась с негроидами, а потому кожа их стала смуглой, европеоиды распространялись по Евразии, поэтому на Кавказе и в Средней Азии преобладает именно эта раса и т.д.

 

7. Следующая остановка...

 

Мы уже констатировали, что наша модель тоже подчиняется закономерностям развития представлений. А значит, она тоже должна перейти от периодизации к эволюционной модели.

 

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Работа в этом направлении начата. И, как всегда, возникло множество проблем. Это хорошо! Значит, мы на правильном пути.

 

Ю.Мурашковский

03.07.2004

  на главную | наверх