Cеминар Ю.Мурашковского для артистов и менеджеров
08 мая 2007
По приглашению Таллиннского «Другого театра» с 4 по 6 мая прошел семинар для артистов и менеджеров. Рассматривались две основные темы:
– некоторые закономерности развития художественных систем (ХС);
– некоторые закономерности развития творческой личности (ТЛ) и творческого мышления (ТМ).
В первой теме рассматривались принципы системного мышления для ХС, уровни изменений в ХС, состав ХС, приемы решения противоречий, понятие идеальной ХС и принципы работы с ресурсами в ХС. В отличие от предыдущих семинаров развитие ХС рассматривалось по двум линиям – онтогенетической и филогенетической. Второе отличие – особое внимание было уделено ресурсам потребителя.
Во второй теме рассматривались качества творческой личности (КТЛ), идеальная стратегия творческой личности, биографии Ж-И.Кусто (авторы – Сайфутдинов, Ладошкин), В.Я.Ерошенко, Б.П.Никитина. Был опробован новый материал – шкала масштаба личности. Развитие ТЛ также рассматривалось как в онтогенезе, так и в филогенезе. В рамках развития творческого мышления был проведен небольшой тренинг по управлению ассоциациями.
Особое внимание было уделено согласованию качеств ТЛ и закономерностей развития ХС. Приводились также примеры из развития научных представлений. Было решено более двадцати учебных задач.
Последняя тема семинара – прогноз развития театра на первую половину 21 века. Вместе со слушателями было получено несколько принципиально новых тем и трактовок. Сформулированы также три новых линии развития театрального искусства. В прогноз вошли также изменения в работе актеров, режиссеров, зрителей.
Подобный семинар по развитию ХС ранее проводился для Таллиннского русского драматического театра в 2002 году. В отличие от него, семинар 2007 года, несмотря на гораздо большую насыщенность и прогностичность, не вызвал сопротивления со стороны слушателей.
Недостатки семинара:
– Реальный ход занятий сильно отличался от запланированного. Некоторые темы были восприняты намного быстрее, чем предполагалось, некоторые явно недостаточно были оснащены практическими занятиями.
– Выявились недоработки в методике прогнозирования и в шкале масштаба личности.
– Не была организована запись семинара, в результате чего некоторые прогнозы были потеряны.
Ю.Мурашковский