русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Некоторые предложения к блок схеме "Алгоритма исследования и решения противоречий - 2010"

В работе Петрова В.М. и Рубина М.С. "Требования к разработке АРИЗ нового поколения" представлены основные характеристики, которым должен соотвествовать разрабатываемый АРИЗ нового поколения. Один из вариантов названия "Алгоритм исследования и решения противоречий - 2009" .  В данном материале представлены некоторые возможные подходы для реализации требований к такому алгоритму. Они будут изменяться по мере подготовки и обсуждения этих материалов. 
Предлагаемые здесь варианты алгоритма не предназначены для решения реальных задач и использования в практичческой деятельности. Это рабочие материалы, которые необходимо опробовать на учебных задачах, обсудить результаты, внести изменения - снова попробовать и так далее. До рабочей версии предлагаемого алгоритма еще очень далеко.

Постараюсь изложить суть предложений.

1. В блок-схеме на рисунке 1 предлагается возможный вариант реализации "Алгоритма исследования и решения противоречий - 2010". 
Все блоки можно разделить на 3 части. Блоки одной части существенно отличается от блоков другой. 
В первую (операционную) часть входят три блока:
- операционный блок (анализ функций и противоречий)
- поиск решений
- смена задачи 
Этой частью можно пользоваться самостоятельно без двух других. Она может повторяться в цикле многократно с постепенным изменением поставленной задачи. Таким образом, в алгоритм можно войти без части, связанной с постановкой задачи, но многократное использование операционной части позволяет переформулировать начальную задачу. 
Первую часть можно проходить достаточно оперативно, если это требуют условия или желание пользователя. Более детально работа второй части будет рассмотрена во втором разделе настоящей статьи.
Во вторую часть (аналитически-постановочную) входят три блока (см. схему на рис. 1):
- определение типа проблемы (планируется, что алгоритмом можно будет пользоваться и для технических и для нетехнических задач)
- определение массштаба задачи для контроля хода решения
- анализ системы и ресурсов для более точной формулировки задачи и мобилизации ресурсов. 
Использование этой части может существенно изменить понимание задачи, но требует на много больше затраченных сил и времени.

 Третья часть (рефлексия) состоит из двух блоков:
- анализа хода решения задачи, решение о приостановке или продолжении работы по алгоритму
- накопителя полученных в результате работы по алгоритму формулировок противоречий, функций, ресурсов, моделей, приемов, эффектов идей решения и т.д.
Возможно очень большое разнообразии в использовании алгоритма. Его можно пройти за 4 хода, а можно двигаться по нему без ограничений сколь угодно долго.
Основное внимание мы пока будем уделять блокам операционной части алгоритма.

2. На рисунке 2 изображена блок-схема операционного блока "Алгоритма исследования и решения противоречий 2010" и связанных с ним блоки поиска решений и смены задачи. 
По сравнению с АРИЗ-85-В убрано понятие ТП-2. Вместо этого на шаге 7 может быть изменено основное требовние на противоположное. В этого же алгоритма может быть реализована технология объединения альтернативных систем. Возможно также переходить от задачи прогнозирования или социальной задачи к конкретной изобретательской задаче.
Практически на каждом шаге алгоритма может быть сделан переход к тому или иному инструменту решения задачи.

От формулировки функции можно переходить к поиску функциональных аналогов, от противоречия требований - к приемам разрешениятехнических противоречий и т.д.

3. Предполагается, что предложенная блок-схема поможет реализовать следующие требования к АРИЗ нового поколения:
- блоки второй части, а также многократное прохождение по блокам 1-й части позволят уточнять, переформулировать и выбирать поставленную задачу;
- многообразие путей прохождения алгоритма создает и многообразие создаваемых концепций, нет только одного "правильного" ответа;
- алгоритм может быть использован для анализа не только технических систем;
- введено формулирование и поиск решения по функциям системы
- алгоритм имеет блочную структуру, каждый шаг можно выполнять либо в экспресс режиме, либо более детально с использованием тех или иных инструментов (методик). 

4. Об изменении аспекта рассмотрения и требований к задаче.
В предлагаемой модели реализации АРИЗ нового поколения большое значение отводится блоку смены аспекта рассмотрения задачи и изменения требований к этой задачи. Хотелось бы сказать об этом несколько слов подробнее. 
Довольно распространенной является представление о взаимосвязи решения задачи с выбором задачи, постановкой задачи, формулировкой искомой функции. При этом редко говорят о связи процесса решения задачи с требованиями. Кажется очевидным, что есть требования, есть этап и время для выдвижения этих требования, а есть этап и время для выполнения этих требований путем нахождения правильных решений. В действительности это не совсем так. 
Известны многочисленные притчи о том, как становится плохо при исполнении наших желаний: за что боролись, на то и напоролись. Попросили, например, у волшебной палочки Аленушку и получили множество коров, шоколадок, картин, сказок, девушек молодых и не очень. Всех зовут Аленушка. Но мы хотели не этого. Мы просто не точно сформулировали требования. Теперь ясно, что их нужно изменить. Еще пример. Вспомните как Вы ищете с помощью поисковых систем нужную информацию: требования (поисковый запрос) постоянно сменяется после результатов поиска (ответа) новыми требованиями (уточнениями требований). Таким образом, формулировка требований является частью решения задачи. Это и предложено в данном алгоритме. Переход от административного противоречия к техническому, от технического - к физическому, от ТП-1 к ТП-2, объединение требований альтернативных систем  - все это и другие формы изменения условий задачи переносится на блок 7 предлагаемого алгоритма, направленного на изменение требований и постановки задачи. Постановка задачи таким образом не заканчивается до конца решения задачи.
Потребуются новые исследования, направленные на создание методик выполнения подобных переходов в требованиях и аспекту рассмотрения задачи.

5. В настоящем материале сделаны некоторые нововведения по сравнению с АРИЗ 85-В.
Понятие "техничекое противоречие" заменено на понятие "противоречие требований", а вместо "физического противоречия" применяется понятие "противоречие свойств".
Как уже было сказано в структуре алгоритма предлогается отказаться от использования ТП-1 и ТП-2. Выбирается только одно из них, а на этапе смены требований может быть сделан переход на противоположное противоречие.
Вместо понятия ИКР (идеальный конечный результат) используются два понятия: 
- идеальная функция (это предусматривает не только рассмотрение функции в отрыве от носятеля, но и уточнение самой искомой функции);
- рессурсное решение (разрешение противоречия за счет ресурсов).
Вместо "конфликтующей пары" используется формулировка "конфликтующие элементы".
Вместо понятия "зоны конфликта" будет использываться понятие "взаимодействия конфликтующих элементов".
Заметная корректировка может потребоваться и для понятия функция применительно к нематериальным системам. Например, для задач на объяснение уже известных фактов, искомой функцией является уже известное явление, но реализованное при ограничениях, что используются только уже имеющиеся в системе ресурсы. Для задач, связанных с созданием и развитием теорий под функцией можно понимать создание того или иного действия с необходимыми объектами при ограничениях, что это делается в рамках и на языке понятий рассматриваемой теории и/или положений, не противоречащих этой теории. Например, вместо задачи "объяснить парадокс мысленного эксперимента ЭПР в квантовой механике" рассматривается функция: "переместить информацию от одного фотона к другому со скоростью выше скорости света, не нарушая положений специальной теории относительности Эйнштейна".

6. Работу по доработке блок-схемы можно разделить на три этапа. 
На первом этапе будет анализироваться работоспособность блоков 1 и 2. Для блока 3 мы будем пока использовать практически без изменений уже известные в ТРИЗ инструменты: приемы, стандарты, указатели эффектов и т.д.
На втором этапе будут уточняться (детализироваться) блоки 4, 5 и 6.
На третьем этапе будут уточняться инструменты блока 3 (поиска решения).
Только после этого можно будет уточнять планы по анализу предложенной блок-схемы алгоритма.
Для анализа будут использоваться контрольные учебные задачи, приведенные ниже.
В приложении приведена примерная форма, по которой будет проводиться запись разборов учебных задач.

М.Рубин

 Приложение

Карта поиска идей решения на основе "Алгоритма исследования и решения противоречий 2010". (Таблица читается сверху вниз: в начале 1-й стобец сверху вниз, затем 2-й столбец и так талее...)

№ цикла

1

2

3

4

5

6

Аспектный уровень   Социально-экономический   Технический   Физический      
Необходимые Функции            
Ключевые слова            
Требования            
Противоречие требований            
Конфликтующие элементы            
Противоречие свойств или формулировка требуемых свойств            
Ресурсы            
Ресурсное решение            
Идеи решения            
Новое требование или аспект  

 

       
Дополнительная информация (из интернет, справочников, указателей...)  

 

       

 

  

  на главную | наверх