русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Работы Мурашковского Ю.С.

Введение в раздел

Чем отличается человек от животного?

На этот вопрос искали ответ глубочайшие умы человечества. Но однозначного ответа не нашли. И в основном согласились на два варианта. Первый заключается в том, что качественных отличий нет, только количественные. А второй в том, что этот вопрос непознаваем.

Из истории человеческой мысли мы уже знаем, что если ответ долго не могут найти, значит, его ищут не там.

Есть как минимум две причины, по которым этот ответ не найден.

Во-первых, человека самого по себе, как самодостаточной единицы просто не существует. Человек – это сугубо общественное явление. Так же, как животное – явление фауны. И если мы посмотрим на общество и животный мир, то без труда обнаружим отличие:

Общество от фауны отличается наличием культуры.

Нужно сразу уточнить. В бытовом сознании культура приравнена к искусству и правилам поведения. На самом же деле культура – это комплекс достижений общества. Искусство всего лишь одна из многих равноправных частей культуры. Наряду с техникой, наукой, средствами коммуникации, системой обучения, правилами поведения и многими другими.

Во-вторых, культура не стоит на месте. Она постоянно меняется – развивается. И если мы вчера констатировали какое-то отличие общества от животного мира, то сегодня оно уже другое.

Механизмом развития животных являются мутации. Механизмом развития культуры является творчество.

Поиском «разгадки творчества» тоже занимаются давно. Есть даже целый раздел психологии – психология творчества. И за более чем двести лет своего существования, она ни на шаг не приблизилась к познанию своего предмета. Но мы уже знаем причину: творчество – не процесс, происходящий в голове отдельного человека. Творчество – это социальное явление.

ТРИЗ дала нам новое поле для поиска закономерностей творчества. Это развитие самих объектов творчества. Техническое творчество базируется на закономерностях развития техники, художественное – на законах развития искусств, научное – на законах развития научных представлений. И так далее.

Но и среди специалистов по ТРИЗ нет единства по поводу творчества. Большинство считает творчеством решение практических задач, пусть даже сложных. Но это не единственный и даже не определяющий путь. Решение практических задач чаще закрепляет уже существующие элементы культуры. Развитие же означает их смены.

А развивается культура с огромным ускорением. В первобытные времена одно принципиальное изменение культуры происходило за сотни тысяч лет. В античные - за тысячи лет, в Средние века – за сотни. В Новое время принципиальные изменения приходились чуть ли не на каждое поколение. В наше время в течение одного поколения происходит несколько принципиальных изменений. Рискуя затянуть это вступление, я все же приведу большую цитату одного из величайших знатоков развития человеческой культуры – Айзека Азимова:

Мне кажется просто удивительной скорость технологического прогресса, если вспомнить, что ко времени рождения моего отца (21 декабря 1896 года) ни одному человеку за всю историю человечества не удавалось оторваться от Земли на летающем аппарате с мотором. Существовали только планеры и воздушные шары, но они про­сто подчинялись воле стихии и иногда использо­вали силу ветра.

Только 2 июля 1900 года, когда моему отцу было три с половиной года, совершился первый действи­тельно управляемый полет (нет, эта дата не оши­бочна, поскольку я говорю не о братьях Райт).

Этот полет совершил граф Фердинанд фон Цеппелин. Он задумал заключить воздушный шар в сигарообразную алюминиевую конструкцию, что сделало сооружение прочнее и аэродинамичнее. К этой конструкции он подвесил гондолу с двигате­лем внутреннего сгорания, который должен был приводить в движение пропеллер и толкать гон­долу и шар вперед даже против ветра.

Граф фон Цеппелин изобрел шар-дирижабль — шар, управляемый в полете. Позднее шар-дирижабль стали называть просто дирижаблем, а в Гер­мании — цеппелином.

17 декабря 1903 года, всего за несколько дней до того, как моему отцу исполнилось семь лет, братья Райт запустили свой аэроплан, и это был первый управляемый полет устройства тяжелее воздуха.

16 марта 1926 года, когда моему отцу было двадцать девять лет, Роберт Хатчингс Годдард за­пустил первую жидкостную ракету. Ракета пролетела всего 184 фута, но это было только начало. К 1944 году, когда моему отцу исполнилось сорок семь, намного большими по размерам жидкостны­ми ракетами, запущенными Вернером фон Брауном, обстреливали Лондон.

В октябре 1957 года ракетоноситель впервые вывел объект на орбиту Земли; моему отцу тогда было шестьдесят лет.12 апреля 1961 года, когда моему отцу исполнилось шестьдесят четыре, первый управляемый человеком аппарат был выведен на орбиту Земли.

И наконец, 20 июля  1969 года, когда моему отцу было семьдесят два с половиной года, человек впервые ступил на поверхность Луны. Все эти достижения свершились за одну, не самую про­должительную жизнь. (Азимов Айзек. Земля и космос: От реальности к гипотезе. – Москва: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 286 с. Стр. 42-44)

У нас нет оснований предполагать, что это ускорение уменьшится. А это значит, что принципиальная смена элементов культуры стремительно становится важнее, чем решение задач по сохранению этих элементов.

Вот почему в этом разделе нашего сайта речь пойдет о творчестве именно этого типа – не по решению уже возникших задач, а по прогнозированию задач будущих, задач, которые возникнут в новых, еще не построенных системах.

Пока в этом разделе будут представлены три темы:

-      искусство или художественные системы;

-      групповые культуры;

-      научные представления.

В этих разделах пока будут помещены статьи, написанные раньше и для разных изданий. Ряд примеров в них будет повторяться. В будущем эти темы будут пополняться. Как и число авторов. Но работа продолжается, на подходе новые материалы.

Ю.С. Мурашковский

  на главную | наверх