русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Основные факторы, влияющие на становление и развитие творческой личности в раннем детстве и юношестве. Неймане И.Я., Новицкая М.Э.

Основные факторы, влияющие на становление и развитие творческой личности в раннем детстве и юношестве
(постановка проблемы)

Неймане И.Я.,
Новицкая М.Э.

г. Рига

Одна из главных задач педагогики – воспитать и вырастить учеников, которые превзойдут своих учителей по знаниям, смогут пойти дальше, совершая все новые открытия в различных сферах.
Самое большое влияние на жизнь человека и на формирование его восприятия жизни оказывают впечатления, полученные в детстве. Именно в этот период психика наиболее открыта к новым познаниям и именно в этот период формируется отношение человека к окружающему миру. Цель данного исследования – обозначить основные факторы, которые влияют на развитие и становление творческой личности в детстве и юношестве.
В результате исследования ряда биографий творческих личностей был выявлен ряд таких факторов. Это, в частности:

1. Многостороннее восприятие мира в детстве и юношестве. Под многосторонним восприятием имеется в виду смена жительства, условий, когда обстановка подчас кардинально меняется и ребенок впитывает в себя новые ощущения. Он не останавливается на едином понимании мира, он видит, что мир разный!
Пример 1: «С девяти лет (Федор Шаляпин) пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден был работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани театральной труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках» [10].
Пример 2: «Буддийский мир, калмыцкий быт, калмыцкие мифы и предания прочно вошли в сознания Велимира Хлебникова (поэт, лингвист, орнитолог, математик, историк, философ)... Мать Владимира несколько месяцев в году проводила в Петербурге у родственников... где водила детей в Эрмитаж, в Казанский и Исаакиевский соборы в Зоологический сад и Зоологический музей...» [3, c.11, c.16].
Но впечатления относятся не только к географической смене места жительства, но и к культурной среде.
Пример 3: Заменгоф (польский врач-окулист, создатель эсперанто) родился 15 декабря 1859 года в городе Белостоке (ныне это территория Польши). В многонациональном городе две трети населения составляли евреи, и Заменгоф с детства был свидетелем межнациональных и межкультурных противоречий. Уже в раннем детстве у него появилась мечта об их преодолении [9].
Пример 4: Единственными друзьями его (А.С.Пушкина – М.Н., И.Н.) раннего детства были бабушка Марья Алексеевна и знаменитая нянюшка Арина Родионовна. Нянюшка Арина Родионовна, представлявшая из себя тип старинных, преданных барских слуг, отказавшаяся от предложенной ей отпускной за себя и за своих родных, поражала знанием народной поэзии. Ей известен был весь сказочный мир и она передавала его чрезвычайно оригинально. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин так много знал, слышал он от Арины Родионовны.»[8].

2. Одиночество.
В детстве ребенка просто необходимо оставлять с самим собой наедине. Именно в эти моменты он может переварить всю полученную информацию, сделать свои выводы, умозаключения.
Пример 5: Знаменитый норвежский полярный исследователь, путешественник, метеоролог Фритоф Нансен писал: «Когда же я подрос еще, мне случалось по неделям проводить в лесу одному. Я не обременял себя дорожными припасами и довольствовался коркой хлеба да пойманной рыбой, которую пек на угольях. Мне нравилось вести в Нормакене жизнь Робинзона». [5, c.14].
Пример 6: Причиной ссоры между Тихо Браге (знаменитый датский астроном 16 века) и его земляком, таким же студентом Мандерупом Парсбьергом, как утверждают биографы ученого, была не девушка, а какой-то научный спор. В результате дуэли Тихо лишился кончика носа, и ему пришлось всю жизнь носить оловянный протез, а в кармане камзола – коробочку с клеем, которым он время от времени смазывал свой искусственный нос, чтобы тот не отваливался. Биографы считают, что это обстоятельство благотворно повлияло на Тихо Браге. Он больше времени стал отдавать занятиям наукой и меньше веселым компаниям, развлечениям и праздности.[5, c.37].

3. Пример старших.
У многих выдающихся людей прослеживается некая преемственность интересов своих родителей.
Пример 7: Отец Велимира Хлебникова был человеком необычайной честности. Однажды, во время охоты он случайно подстрелил птицу, на которую охота была запрещена. После этого он сам себе выписал штраф. А Велимир, после очередной студенческой сходки, когда все студенты разбежались от полиции и дубинок, остался стоять. Как он объяснял позже: «Надо же было кому-нибудь и отвечать» [3, c. 22,23].
Пример 8: У одного из участников легендарной группы Beatles Пола Маккартни отец был известным джазовым музыкантом, хотя из-за тяжелого положения, впоследствии вынужден был работать в порту чернорабочим [1]. А Джона Леннона мать в детстве научила играть на гитаре и банджо [4].
Пример 9: Дед и отец создателя эсперанто Людвига Заменгофа, Фабиан и Марк, были педагогами (преподавателями иностранных языков) и, несомненно, последователями движения за широкое образование евреев, считавшего одной их главных причин их ущемленного правового положения собственное невежество, замкнутость, фанатизм, предрассудки [9].

4. Самостоятельность.
Ребенок должен с детства учиться принимать собственные решения. Чтобы впоследствии найти свой собственный путь и стать независимым.
Пример 10: Ерошенко (слепой философ-гуманист, поэт, музыкант, певец, шахматист, полиглот, знавший более десяти языков, народный поэт Японии) вспоминал потом (после потери зрения), что первое время он был как затравленный волчонок - сидел в дальнем углу, по любому поводу огрызался и целыми днями плакал. Первые шаги помогла ему сделать мать. Она выводила его за руку на середину комнаты, затем во двор, чтобы он вынужден был сам добираться до своего угла. Так Ерошенко учился первоначальной ориентировке. На улицу он выходил уже самостоятельно. Мать же учила его обращению с огнем, бытовыми предметами. Ее мягкие, но решительные действия привели к тому, что Ерошенко на всю жизнь обрел удивлявшую окружающих уверенность в движениях, необычайную чувствительность. Он говорил потом, что расстояние определяет по усталости мышц, ориентируется по отраженному звуку, колебаниям воздуха, теплу. Однажды пройденную дорогу любой сложности он повторял затем не только без поводыря, но и без трости [6].
Пример 11: Родители хотели воспитать Ричарда (Ричард Бренсон - британский предприниматель, основатель корпорации Virgin) как сильного и независимого человека, поэтому уже с раннего детства подвергали его неоднозначным методам воспитания. В возрасте 4-х лет оставляли его посреди дороги, тем самым, заставляя самому искать дорогу домой. В 12 лет отправляли его одного за 80 км к родственникам, давая с собой немного еды [2].

Выводы: • Ребенку необходимо давать как можно больше разных поводов для размышления, показывать проблемы с разных сторон, не настаивать на правильности только одного мнения.
• Одиночество – это не значит безделье, ведь именно в эти минуты ребенок усваивает всю полученную информацию. Проговаривает ее про себя, тем самым, лучше усваивая.
• Поскольку ребенок перенимает манеру и видение мира в какой-то части и от окружающих его взрослых людей, то, как ни банально это звучит – ему надо подавать подобающий пример.
• Не стоит все проблемы решать за ребенка, надо давать ему возможность самостоятельно разбираться со своими проблемами – педагог может только направить его.
В заключении, стоит отметить, что между выводами доклада и педагогической практикой есть как совпадения, так и противоречия, и это является темой для дальнейших исследований.

Использованная литература:
1. Бенсон Рос. Пол Маккартни – личность и миф. Москва : Новости, 1993. 320 с. с ил.
2. Бренсон Ричард.Теряя невинность. Москва : BestBusinessBooks, 2007. 424 с.
3. Велимир Хлебников. Москва : Молодая гвардия, 2007. 339, [13] с.: ил.
(Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; Вып. 1036).
4. Дайняк А.А. Джон Леннон. Мн.: современный литератор, 1998. 272 с. (Жизнь знаменитых людей).
5. Лишевский В.П. Охотники за истиной. Москва : Наука, 1990. 288 с.
6. Мурашковска И.Н., Мурашковский Ю.С. "Я зажег в своем сердце огонь". [online]. URL: http://www.trizminsk.org/e/25002.htm .
7. Пасецкий В.М. Фритьоф Нансен: 1861-1930. Москва : Наука, 1986. 336 с., ил.
8. Пушкин его жизнь и литературная деятельность. [online]. URL:
http://www.ssga.ru/erudites_info/peoples/pushkin/part01.htm .
9. Симонов И. В. Дело жизни Лейзера-Людвига Заменгофа. [online]. URL:http://miresperanto.narod.ru/zamenhof/vivafero.htm .
10. Шаляпин Федор Иванович - биография русского гения. [online]. URL: http://www.biografii.ru/biogr_dop/shaliapin_f_i/shaliapin_f_i_1.php .

  на главную | наверх