русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Идеальный город. Рубин М.С., Баку 1989 г.

ИДЕАЛЬНЫЙ ГОРОД
Рубин М.С.
 
В 1930 г. в Бельгии от отравления воздухом погибло 60 человек. То же произошло в 1948 г. в Доноре (США). В 1952 г. в Лондоне погибло 5 тысяч человек в течение одной недели. Причина – химическое отравление воздуха. В Лос-Анджелесе в 1962 г. люди страдали раздражением глаз от смога 212дней за год. В Чикаго ежегодно из-за загрязнения атмосферы погибает более 3 тысяч жителей. Только по официальным данным в 104-х городах СССР воздух в 10 раз грязнее предельно допустимого. В Черновцах произошло массовое облысение детей – причину выяснить так и не удалось. В Москве из-за грязного воздуха ежедневно рождается более десяти детей-мутантов с сильными физиоло­гическими отклонениями от нормы.
Современные города все меньше совместимы с жизнью человека. Го­родское население составляет половину всего человечества, и эта доля непрерывно увеличивается. Под угрозой генофонд человечества. Если мы не решим проблем городов, то у нас просто не будет будущего.
 
Транспорт – главная проблема города.
 
Основной вклад в загрязнение воздуха городов делает городской транспорт. В Москве, например, 70% загрязнения воздуха дают автомобили. В США все виды транспорта дают 60 % от общего количества загрязнений, поступающих в атмосферу, промышленность – 17 %, энергетика – 14 %.Мировой парк автомобилей приближается к 500 млн. машин, каждая из которых поглощает из атмосферы в среднем 4 т. кислорода.
Транспорт отнимает большую часть городских площадей. Чем больше город, тем большую его часть приходится отводить под магистрали, улицы, разъезды, автостоянки, гаражи, автопарки, заправочные станции... Это приводит к еще большему расползанию города и к новым транспортным проблемам.
Настоящим бичом цивилизации стали автокатастрофы. Только в СССР в них ежегодно погибает около 50 тысяч человек, из них более 5 тысяч - дети моложе 16 лет. За пять лет на автодорогах у нас погибает столько же людей, сколько США потеряли за все годы II Мировой войны. В следующую пятилетку наша автопромышленность должна удвоить выпуск автомобилей.
Городской транспорт создает еще одну проблему – энергетическую. На транспорт  приходится треть всей энергетики мира.
Один израдикальных способов решения проблемы – запрещение личного транспорта в городе. Такой путь предлагают, например, городские власти Копенгагена. Выбросы вредных веществ, безусловно, снизятся, но исчезнет и удобство пользования транспортом. Скоростной транспорт требует больших расстояний между остановками – не удобно пешком добираться до дома. Если остановки делать чаще, то пешком придется идти меньше, но невозможно будет быстро добраться из одного конца города в другой. Можно использовать сочетание быстрого и медленного транспорта, но при этом увеличивается число пересадок, с транспорта на транспорт. Общее время поездки остается большим, удобным такой транспорт тоже не назовешь.
Другой путь создание городских автоматизированных транспортных систем. Идея их в том, чтобы создать общественный транспорт, обладающий всеми достоинствами личного: доставка «от дверей до дверей», движение без остановок и с большой скоростью. Реализуется эта идея «дроблением» городского транспорта: отдельные кабинки могут подъехать прямо к вашему дому, а потом объединятся в «поезда», способные развивать большую скорость. В нужном месте маршрута кабинка отделяется от состава и заканчивает путь самостоятельно. За прохождением всего маршрута следит бортовая мини-ЭВМ и большой компьютер всей системы.[1]
Автоматизированные транспортные системы не освобождают город от оков магистралей, превращают его в завод по транспортировке пассажиров. Транспорт не в состоянии решить транспортные проблемы. Любое улучшение его работы приводит к увеличению объема пассажиро-перевозок.  Уже трудно удивить скоростью поездов в 400-500 км/час. Это изменяет само понятие города – стирается грань между разными городами, Лавинообразный рост объемов перевозок приводит к новым проблемам: энергетическим, экологическим, градостроительным. В этой гонке теряется смысл развития транспорта. Транспорт превращается в инструмент развития транспорта. Приведем только один пример. В начале 60-х годов в Баку пляж был в самом центре города. Вскоре Бакинская бухта оказалась непригодной для купания из-за загрязнения нефтепродуктами. До чистого пляжа пришлось добираться городскими автобусами. Количество транспорта увеличилось, возросла и добыча, переработка нефти. Постепенно ухудшилось состояние и дальних пляжей. Теперь до чистого побережья приходится ездить на другую сторону Апшеронского полуострова загородными автобусами. Ездить приходится дальше, но зато и вода чище. Но и здесь в последние годы купаться стало не безопасно. Ехать в Крым? Но и там положение не лучше. Может быть, выгоднее было с самого начала не «уезжать» от проблем, а попытаться сохранить в чистоте пляж в центре Баку. Транспорт дал только небольшую отсрочку, но сделал проблему несоизмеримо сложнее и опаснее.
С помощью транспорта невозможно избавиться от транспортных проблем. Для их решения необходимо создать бестранспортную технологию городской жизни.
 
Идеальный город или откуда в городе транспорт.
 
Первые города появились в восьмом тысячелетии до вашей эры, естественно без городского транспорта. Древний Рим и Вавилон населяло более миллиона жителей – они тоже обходились без трамваев и автомобилей. Какие причины сделали неизбежным возникновением городского транспорта, что мешает отказаться от него сегодня?
Город, подобно живому организму, всегда стремился к росту. Большим числом людей было легче отбить атаку или выдержать осаду, организовать более эффективное с разделением труда производство. Вслед за ростом потребностей людей увеличивалось и число выполняемых в городе функций, которые к тому же непрерывно укрупнялись. Вместо мастерских появились заводы и фабрики, вместо нескольких лекарей – сеть медицинских учреждений. Произошло разделение между местом жительства и местом работы. Объединить их мог только транспорт. Можно рассуждать и иначе: транспорт позволил создать крупные – на несколько тысяч человек, производства, даллюдям свободу выбора профессии и места работы. Развитие крупномасштабного производства и городского транспорта – два взаимосвязанных процесса.
В идеале нам нужно сохранить свободныйрост города, дав возможность людям обходиться без городского транспорта. Для достижения этого идеала есть необходимые ресурсы. Город предоставляет нам избыточные возможности, которые мы просто не в состоянии использовать в полной мере; ежедневно посещать любой из десятков театров или музеев, приехать на любой из сотен заводов, иметь личный ежедневный контакт с любым из миллионов жителей города. Прикиньте сколько номеров записано в вашей телефонной книжке, вспомните, где вы приобретали своих друзей и знакомых. Наши ежедневные контакты ограничиваются домом, местом учебы или работы дорогойиздома на работу и обратно. Большинство жителей города для нас – серая и не нужная масса, отбирающая места в транспорте. Если бы для каждого из нас удалось созвать город только из наших друзей, знакомых и всех тех, с теш нам еще только предстоит познакомиться, то это был бы совсем не большой город. В этом мини-городе нужно поместить дом, работу, детские сады, школу, магазины. Это, в основном, все, что нам необходимо ежедневно. Транспорт в таком маленьком городе просто не понадобится.
 
Бестранспортную технологию можно реализовать в городах-фирмах, нацеленных на выполнение одной-двух основных функций. Эти мини-города должны удовлетворять каждодневные потребности людей. Остальные, например, театры и больницы, могут быть вынесены в другие города-фирмы.
 
Города-фирмы – это новое социально-техническое образование. От микрорайонов они будут отличаться экономической и технологической самостоятельностью. По сравнению с предприятиями и фирмами они должны взять на себе дополнительные социальные обязательства: обеспечение нормальных условий не только на работе, но и после нее, не только сотрудникам фирмы, но и их семьям, пенсионерам, инвалидам. Очевидно, что города-фирмы должны быть связаны между собой по край ней мере по двум признакам: по технологии жизнеобеспечения и по технологии производства.
Для создания городов без транспорта необходимо решить комплекс проблем: жизнеобеспечения, градостроительства, производства. Должен измениться уклад жизни людей, семьи, всего общества. Попытаемся разобраться в этих проблемах,
 
Город без транспорта. Проблемы и задачи.
1. Проектирование городов-фирм.
 
Мини-города должны обеспечивать полноценную жизнь. Люди должны быть гарантированы жильем, питанием, чистым воздухом и водой, медицинским обслуживанием, развитой информационной связью, энергоснабжением, социальной защитой, воспитанием и обу­чением детей, отдыхом и развлечениями. Необходимо исключить поездки на работу и бессмысленное обегание магазинов. В идеале все необходи­мое мы должны получать, не выходя из дома. Музеи, высшие учебные заведения, зоопарк, цирк – все это не нужно иметь в каждом мини-городе. Уже сегодня техника позволяет переместиться да расстояние в 500-600 км в течение одного часа. Нет смысла собирать в одну кучу все, что когда-нибудь может понадобиться – это мешает нашей повседневной жизни.
Ни одно проектирование не может обойтись без исходных данных Проект города-фирмы невозможно выполнить, не зная его размеров, ориентировочных потребностей и трудовых ресурсов. Будем исходить из того, что в любую точку мини-города нужно добираться пешком за 15-20 минут. Это время определяет радиус города - 500-700 метров (79-154 га). Число жителей на такой площади может составлять 5-15 тысяч человек (подробнее о расчете площадей и плотности заселения мини-городов – в разработках по теме БТМ[2]) Если исходить из обычной статистики, то можно определить и трудовые ресурсы мини-городов – 50-60% общего населения. Доля эта может, безусловно, колебаться в зависимости от основного профиля города-фирмы.
Проблема выбора основной функции является центральной для городов-фирм. От нее зависит технология, экономическая самостоятельность, экологическая и социальная атмосфера в мини-городе. Проектирование таких городов удобнее начинать с экологически чистых производств, не требующих очень большого числа людей или принципиального изменения существующей технологии, например, учебные и научные институты, консерватории, культурных центров. Выгодно создавать города-фирмы с би-функциями. Современные фирмы, например, стараются овладеть выпуском разной продукции, возможно даже противоположные по назначению, например, препараты против беременности и для ее сохранения. Либо одно, либо другое обязательно будет пользоваться спросом. Безусловное требование: функции не только не должны мешать друг другу, но и создавать дополнительную выгоду, например, в использовании отходов друг друга, однотипного оборудования и технологии. Подобного рода объединения известны еще с античных времен. Центры международной торговли, например, объединялись со святилищами, которые находились под охраной древней Греции и считались неприкосновенными. Торговцы от такого союза получали защиту от грабежа, а храмы – дополнительную прибыль. Проект города для воспитания детей предложил создать Мурашковский Ю.С. Вполне естественно этот же город сделать центром педиатрии, деткой психологии, педагогики.
Для проектирования городов-фирм можно использовать интеллектуальный потенциал слушателей школ и семинаров по ТРИЗ. Выгодно, например, коллективными усилиями попытаться создать проект города-фирмы, основным родом деятельности которого был бы ТРИЗ-ТРТЛ. Тема близка слушателям и знакома преподавателям, позволяет затронуть различные проблемы развития ТРИЗ-ТРТЛ, использовать аппарат ТРИЗ для решения чисто технических проблем создания города-фирмы.
ТРИЗ-ТРТЛ выгоден в качестве основной функции города-фирмы тем, что при этом охватывается широкий диапазон проблем: обучение, воспитание детей, научные исследования, решение практических задач, создание и реализация концепции непрерывного обучения. Безусловно, создание подобного центра не означало бы, что все движение ТРИЗ-ТРТЛ сосредоточено только в одном городе. Результаты проектирования можно было бы использовать в развитии ТРИЗовского движения, не дожидаясь, когда можно будет построить сам город.
Очевидно, что в качестве основной функции города можно выбрать и любое другое удобное для проектирования производство. Главное, чтобы слушатели были хорошо с ним знакомы, представляли технологию и потребности в трудовых ресурсах.
 
2. Как победить Голиафа.
 
По библейской легенде простой пастух Давид убил великана Голиафа и избавил свой народ от рабства. Сейчас нам угрожают рабством другие великаны – гиганты промышленной технологии. Они отнимают земли, трудовые ресурсы, губят природу. Космодром, например, занимает сотни квадратных километров и требует десятки тысяч людей для обслуживания. Экибастузский топливно-энергетический комплекс: только одна электростанция из четырех запланированных отравила воздух и земли на расстоянии в сотни километров, гибнут животные. Катунская ГЭС: объем водохранилища должен составить около 5 кубокилометров и грозит превратиться в хранилище-отстойник тяжелых металлов. Это приведет к изменению генофонда населения Горного Алтая, не говоря уже о просто резком ухудшении здоровья людей.
Производственные гиганты невозможно впихнуть в город без транспорта, с идеей бесконфликтного объединения производства и нормальной жизни людей. Нужен поток изобретений, направленный на свертывание и дробление крупного производства на более мелкие. Свертывание технологий должно позволить при сохранении объемов производства резко снизить потребление материальных, природных и трудовых ресурсов. Вместо второго и третьего завода, должен появляться новый цех с производительностью в десять раз выше, чем старый завод. На место крупных институтов, конструкторских бюро и предприятий на десятки и сотни тысяч людей должны придти заводы-автоматы, автоматизированное проектирование, лаборатории или даже одиночки, способные выполнять работу современных НИИ. Другое направление избавления от гигантизма – дробление производства, разбиение его на стандартные блоки. Это позволит сделать производство более гибким, динамичным, приспособленным к изменениям в спросе и в технологии.
Очевидно, что в борьбе между гигантизмом и качественным изменением технологии последнее далеко не всегда будет выходить победителем. При проектировании городов без транспорта необходимо решать проблему совмещения предприятий-гигантов с мини-городами без транспорта. Возможно несколько направлений решения этой проблемы. Например, переход к многоярусным городам (подземным предприятиям или городам; городам над предприятием) или расположение мини-города внутри предприятия. Приведем только один пример. Известно, что потребление электроэнергии происходит неравномерно – по ночам энергии избыточно много, а в часы пик ее не хватает. Чтобы решить эту проблему строят гидроаккумулирующие электростанции. По ночам лишняя энергия поступает на двигатели станции, и они перекачивают воду из одного водоема в другой. А в часы пик наоборот – вода перетекает из верхнего водоема в нижний и вырабатывает нужную электроэнергию. Водоемы гидроаккумулирующей станции – это фактически искусственные озера, требующие миллиардных капиталовложений и отнимающих огромную площадь. В принципе эту площадь можно все же сохранить, построив прямо на водоемах электростанции, например, плавающий город или плавающий завод. Хорошо известны проекты плавающих аэропортов и даже городов, но обычно их располагают в океане или в море. Эти проекты вполне можно использовать и для искусственных водоемов гидроаккумулирующих станций. Безусловно, можно, но и достаточно сложно. Плавающий город – дорогое удовольствие. Это неизбежное зло любого крупно масштабного, гигантского проекта. Попытаемся «свернуть» технологию гидроаккумулирующих станций. Раздробим систему «водоем – город» на отдельные части. Получим один дом, плавающий в небольшом бассейне. Каждый дом обычного города может стать аккумулятором энергии! Делать водоемы вообще не придется. Плавающий дом будет хорошо переносить землетрясения, техническую воду бассейна можно будет использовать на собственные нужды дома. Можно обойтись и без воды. Дом можно поднимать и опускать на поршнях-сваях. Даже при полном отключении электроэнергии такой дом некоторое время сам себя электроэнергией.
 
Победить голиафов индустрии можно. Для этого необходимо собрать информацию о производствах-гигантах и выбрать для себя технологию по вкусу, в соответствии с собственным опытом и знаниями. А дальше вашими усилиями гигант должен превратиться в малютку…  Это, безусловно, не простая задача, но для простых не нужно было бы применять аппарат ТРИЗ.
Вместить (или совместить) крупные производства с мини-городами без транспорта – не самоцель, а эталон качества нашей технологии. Одна из авиационных фирм как-то изготовила для своих стюардесс новую форму. Однако далеко не на всех она сошлась – в небо смогли подняться только стройные стюардессы, следящие за своей фигурой. Сколько современных производств осталось бы на земле, если бы им пришлось примерить «одежку»мини-городов.
 
 
Баку, 1988-1989 г.г.
 

[1]Об автоматизированных транспортных системах можно прочитать, например, в книге С.А. Адасинского "Городской транспорт будущего», Изд.  "Наука", 1979 г.
  на главную | наверх