Урок 3. Сказки от слова "Почему?"
1. Разминка.
Совместить несовместимое.
"Я загадала сказочное слово."
2. Домашнее задание.
Детские загадки.
3. Вход в урок.
Мы научились объяснять волшебным образом самые обычные явления. Сегодня это нам очень пригодится.
Знаете ли вы, почему бывает дождь? Почему еж колючий?
Один добрый сказочник поведал множество историй, в которых рассказал, почему у верблюда горб, почему у кита такие зубы. Хотите послушать эти истории?
(См. Картотеку к урокам РТВ для 1-го класса 2 часть.)
Как же получаются такие сказки?
Попробуем разобраться. Нам поможет схема.
|
Þ
|
|
1. Выберите любую систему, необычное свойство или интересное явление (СТАЛО).
2. Представьте, что когда-то все было не так (БЫЛО).
3. Объясните, почему так произошло.
Методика "Сказки от слова "почему?" достаточно проста. Дети удивят вас неожиданными интерпретациями самых обычных явлений. Часто эта методика становится одной из любимых детских игр, в которую можно играть и с друзьями и с родителями.
В некоторых группах, проводя занятия по этой методике, я сталкивалась с сильной психологической инерцией. Это было связано, прежде всего, с тем, что дети не могли выйти за рамки привычных, "логичных" объяснений явлений окружающего мира. Разбудить детское воображение, направить фантазию против психологической инерции поможет следующее упражнение - игра. Схема [БЫЛО - СТАЛО] - это не что иное, как раскадровка, работать с которой мы уже умеем. Давайте разыграем каждый кадр. Постарайтесь почувствовать себя героем сказки (представьте как он двигается, как говорит, чего ему хочется). Прислушайтесь, какие звуки окружают вашего героя? Что видит ваш герой вокруг себя? А теперь, отвечая на вопросы как и почему изменился ваш герой, вспомните, что вы видели, слышали, чувствовали. (Маленький комментарий. Игра будет еще интересней, если в качестве "героя" дети выберут неодушевленный предмет.)
6. Упражнения на развитие речи и создание творческого продукта.
Напишите вашу сказку и нарисуйте иллюстрацию к ней.
Вот как это получилось у ребят из 1-х классов 171-й гимназии г. Санкт-Петербурга.
Катя Виноградова
Жил-был маленький зайчик. Он не хотел есть. Но мама ему сказала: «Если будешь есть – будешь сильным и большим». Он ответил: «Все равно не буду есть, хочу быть маленьким». И пошел гулять. Пока он гулял, к нему подошли другие зайки. «Давай играть в догонялки» - сказали другие зайки. И не успел он сделать шаг, как сразу упал. И сказали другие зайки: «Почему он упал?» А наш зайка сказал: «Наверное, моя мама права. Мне нужно каждый день есть, и я больше не упаду!»
Тоня Самсонова
Жил-был маленький зайка. У него не было друзей, потому что он был очень маленький и с ним никто не играл. Потому что, если с ним играть в догонялки, то он никогда не догонит; в прятки – он не успеет спрятаться, и даже не придумает куда спрятаться. А если с ним поиграть в рисовалки, то он не сможет придумать, что же нарисовать. И зайка решил, что ему надо стать большим, чтобы с ним кто-нибудь играл. И он стал каждый день кушать, и скоро у него было много друзей.
Жил-был воробей. У него не было ни одного друга. И он понял, почему у него нет друзей. Все потому, что он очень маленький и боялся, что его раздавит кто-нибудь. И решил он, что ему надо стать хотя бы чуть-чуть побольше, чтобы его кто-нибудь заметил. Он стал каждый день есть много зерна, чтобы стать большим воробьем. Прошло две недели. И он стал больше, и у него появился первый друг – Сорока, которая его каждый день угощала вкусной кашей. А еще он подружился с лебедем, который был такой красивый. И стал воробей один раз в неделю приносить сороке и лебедю подарки за то, что они стали его настоящими друзьями.
Ева Ешина
Жило-было облако. Друзей у него не было. Но однажды к нему прилетело незнакомое Облако и спросило: «Как тебя зовут?» Облако ответило: «Не знаю». «Давай придумаем». Думали, думали, и, наконец, придумали: «Облачко!» И так они стали дружить. Но все другие облака играли вместе, а два облачка вдвоем. И Облачко спросило у мамы, что нужно, чтобы со всеми дружить. «Надо больше есть, и будет много друзей», - сказала мама. И тогда облачко стало много есть, и со всеми дружить. И тогда оно стало большим, и все облака стали к нему прилетать и спрашивать: «Как тебя зовут?»
Кристина Перепелица
Жил-был маленький зайка. Он не любил есть. А потом он узнал, что если будет хорошо есть, то вырастет и заведет много друзей. Он вырос и по-настоящему завел много друзей. А потом, когда он еще вырос, то и друзей стало еще больше. А потом мама и папа его похвалили, что он так много кушает и со всеми дружит.
Сорме Монсеф
Жил-был котик. И он всего боялся. Однажды котик пошел туда, где все было разноцветным. Земля – розово-малиновая; река – тоже разноцветная. И он увидел дерево. На дереве росли яблоки. Котик съел яблоко и стал сильным. С тех пор его все уважали, и никто не обзывал.
Даша Рачкова
Жил-был зайка. У него не было друзей. Прибежала белка и сказала: «Давай я буду твоим другом». И они стали дружить. Они прыгали, бегали. И вот пришла ночь. Белка сказала зайчику «Пока! Давай и завтра будем гулять».
Даша Антонова
Сначала цветок был вялый. Потом пришел его хозяин и полил его, и посеял новые цветы, потому что у цветка не было друзей. Через месяц цветы выросли, но цветок с ними не дружил. А цветы с ним хотели подружиться. И один раз пришел хозяин поливать цветы, увидел, что цветок ни с кем не дружит, и поругал его.
Анжела Новикова
Однажды котенок встретил белочку. Они познакомились. Котик спрашивает: «А ты сильная?» «Нет. Я буду стараться, чтобы стать сильной». Прошел один день. Опять встретились и сказала белочка: «Я теперь сильная». Говорит котик: «А я слабенький». Белочка отвечает: «Тебе нужно быть сильным. Поэтому тебе нужно каждый день каждое утро пить молоко». Прошла одна неделя. Они опять встретились. Котик говорит: «Я пил молоко, и теперь я стал сильным!» И сказали они вместе: «Мы молодцы!»