русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Специализация в ТРИЗ. Рубин М.С.

Специализация в ТРИЗ.
Рубин М.С.
 
Дробление полезно – это знают все. Дробление необходимо для более качественного объединения – об этом вспоминают реже. Например, раздробленное на кусочки или в порошок железо проще объединять в различные формы, а надежность объединения будет выше.
ТРИЗ давно разделена внутри себя по направлениям деятельности, по уровню понимания и по многим другим параметрам. Каждый понимает ТРИЗ по-своему. Это приводит к растворению ТРИЗ в сотнях концепций и исчезновению ТРИЗ, как единой системы. Необходимо четко разделиться по направлениям и тогда уже распространять новые концепции, но не на всю ТРИЗ, а только ту часть, в которой она (концепция) имеет смысл.
Специализация и дробление необходимы для сохранения целостности ТРИЗ как теории и как движения.
 
1. Из чего состоит ТРИЗ и в чем проблемы.
 Я не ставлю здесь цель назвать все составные части ТРИЗ. Моя задача в рамках этой статьи – показать, что эти части очень разнородны и могут конфликтовать друг с другом.
1.1. ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ.
Казалось бы, это классические составляющие того, что называлось и называется ТРИЗ. Считается, что одно является продолжением, надсистемой другого. Однако даже они очень разнородны и содержат абсолютно разные подходы и цели. Например, ТРТЛ фактически не нужна инженерам и в большинстве своем ими не воспринимается. ТРТС может развиваться на основе методов не связанных с анализом противоречий, а для методов ТРИЗ противоречия – это основа анализа. Эти три направления необходимо рассматривать как самостоятельные.
1.2. Решение практических задач или самостоятельная наука.
ТРИЗ одновременно объявлена и как наука, и как практическая методика для инженерного дела. Идет ли речь в данном случае о прикладной науке? Тогда на основе какой фундаментальной науки она образована? Философии? Но явно не о философии идет речь, когда мы говорим о развитии ТРИЗ как науки. Кроме того, когда делаются попытки создания теоретических основ ТРИЗ, то инженеры не понимают о чем идет речь и для чего это нужно – «пустое теоретизирование», говорят они. Вепольный анализ, например, в устах практических изобретателей часто попадает в разряд «тупиковых направлений» ТРИЗ, а для науки ТРИЗ вепольный подход имеет, на мой взгляд, очень хорошие перспективы. Практические и теоретические аспекты ТРИЗ требуют самостоятельного, раздельного рассмотрения. В каждой из этих областей свои цели и задачи, свои методы и свои критерии результативности.
1.3. Мышление или решение изобретательских задач.
ТРИЗ развивает мышление, но если это главное, то без должного вниманию остаются навыки и технологии решения изобретательских задач. Решение изобретательских задач – это часть инновационно-технологического развития, он связан с процессами получения знаний, венчурного инвестирования и многими другими процессами, которые не обязательно связаны с развитием мышления как такового. Информационно-поисковые методы, функционально-ориентированный поиск, указатели эффектов, анализ рисков – все это важно для решения изобретательских задач. Для развития мышления нужны иные навыки: системное мышление, развитие воображения, формулировка и разрешение противоречий и пр. Каждое из этих направлений имеет свои собственные задачи и не всегда их можно совместить.
1.4. Движение или профессиональная деятельность.
По разным причинам «сочувствующие» и профессионалы в ТРИЗ сейчас находятся в одной группе, нет четкого разделения между ними. Понятно, что интересы и возможности у них довольно разные. Речь не идет о том, какие из них хорошие, а какие плохие. Речь идет о том, что они отличаются друг от друга и мешают развитию при попытке их объединения.
1.5. Техника или вне техники.
Кто убедительно доказывает, что ТРИЗ создана только для техники. Кто не менее аргументировано говорит о том, что ТРИЗ не ограничена только техническими системами. Каждый прав, но методы и цели развития в том и в другом случае разные.
1.6. Для всего на свете или только для конкретной деятельности.
Существует позиция, что ТРИЗ пригодна для любой области деятельности человека. Необходимо найти наиболее общие методы решения задач и развития систем. Трудно спорить, но развивая ТРИЗ в этом направлении мы, например, не много получаем для инженеров и изобретателей, которым нужны в первую очередь результативность методов, а не их обобщенность.
Можно привести еще очень много составляющих ТРИЗ, которые в действительности трудно совместимы друг с другом в развитии. Причем перечисленные области или те, о которых здесь не написано, можно дробить и дальше. Например, если мы решили заниматься развитием науки, то, в каком аспекте: теоретическом (законы развития науки), практическом (инструменты решения научных задач), прогностическом (инструменты составления прогнозов науки будущего) или для обучения.
Существуют еще разделы ТРИЗ, предмет и содержание которых до конца не ясны. Например, так называемая ТРИЗ педагогика ничего, кроме лозунгов, на мой взгляд, не имеет. В результате добротное обучение методам ТРИЗ подменяется тем, что к ТРИЗ вообще не относится.
Есть, наконец, концепции, которые вообще никакого отношения к ТРИЗ не имеют, но по каким-то причинам позиционируются как часть или как развитие или как истинная ТРИЗ – по выбору авторов.
 
Думаю, для всех очевидно, что ТРИЗ очень разнородна. Многие не будут спорить и с тем, что такая разнородность мешает развитию ТРИЗ. Кто-то скажет, что такая разнородность вполне совместима – надо только верно сформулировать задачу для объединения всех этих составляющих ТРИЗ. Но в том и проблема, что для корректной постановки такой задачи эти составляющие ТРИЗ необходимо не только четко обозначить, но и сформировать как самостоятельные дисциплины. Нельзя, например, развивать физику, не отделив оптику от термодинамики, биофизику от геофизики, а геофизику от геологической разведки и добычи полезных ископаемых.
Главный тезис, о котором сейчас идет речь: необходимо по-возможности четко разделить составляющие ТРИЗ, сформулировать их самостоятельную область, задачи и методы.
 
2. Что может дать специализация в ТРИЗ.
Более конкретные области и задачи позволят сосредоточиться на получении ощутимых результатов в их развитии. Это, думаю, не должно вызывать возражений. Но в этом процессе есть еще и сверхэффект. Выделение более узких, предметно ориентированных подразделов ТРИЗ позволяет приблизиться к уже сложившимся и общепринятым направлениям деятельности человечества. Приведем только два примера.
Работы в ТРИЗ по развитию искусства, например, позволяют взаимодействовать с различными общественными и профессиональными институтами, изучающими и развивающими эту область культуры. Понятно, что это не значит, что все происходит под победные марши, и что в этом процессе нет проблем. Проблемы взаимодействия есть, но есть и само взаимодействие, которое едва было бы возможно на основе только «железной» ТРИЗ.
Аналогичная ситуация и с самой «железной» ТРИЗ. Изобретательство само по себе никому не нужно. Оно является частью процесса инновационно-технологического развития предприятий. ТРИЗ сама по себе не занимается процессом инновационного развития предприятий. Специализация ТРИЗ в этой области позволит объединиться со специалистами в области инноваций предприятий, которым сложно взаимодействовать с ТРИЗ в целом, состоящей из детской педагогики, рекламистов, философов и т.д. При этом нужна работа по специализации и от самих экспертов по ТРИЗ, работающих в инновационно-технологической области. Владения АРИЗом, стандартами и другими инструментами ТРИЗ явно не достаточно для профессиональной работы в инновационно-технологической сфере. Необходимо более активное взаимодействие специалистов по ТРИЗ, работающих в практической сфере инноваций со специалистами, работающими в этой же сфере, но владеющими другими методами анализа и опытом практической работы в области инноваций.
Специализация в ТРИЗ даст дополнительные ресурсы для взаимного проникновения ТРИЗ и различных  областей деятельности общества. Это путь, по которому ТРИЗ может войти в общемировую культуру.
 
3. Как специализироваться в ТРИЗ.
Специализация нужна не ради самой специализации. Необходимо понимать область специализации, задачи, что даст это для человечества, какие методы могут быть использованы и т.д. В качестве рекомендации можно было предложить перечень контрольных вопрос для специализированных направлений исследований в ТРИЗ:
- в какой области ведется исследование;
- что является предметом исследования;
- к какому разделу ТРИЗ относится предлагаемая область специализации;
- для чего, с какой целью выделяется специальная область исследования, что это даст и для кого, какая проблема будет решена;
- о какой сфере развития идет речь: решение задач, выявление законов развития, социально-техническое прогнозирование и т.д.;
- какой информационный фонд может быть использован для проведения исследований;
- какие гипотезы, законы, модели уже имеются для применения в выбранной области;
- какое научное или иное сообщество уже имеется, для которого выбранная тематика может быть полезна (интересна) и через которое можно было бы распространять результаты исследований;
- по какому критерию можно будет судить о том, что поставленные цели достигнуты или идет процесс приближения к этим целям.
 
Заключение.
Жизненный опыт не всегда оптимистичен. Поэтому хотелось бы во избежание недоразумений написать и о том, что НЕ имелось в виду в этой статье и о чем НЕ говорится в этой статье:
- Речь НЕ идет – я повторюсь – о расчленении ТРИЗ. Наоборот, предлагается путь усиления позиций ТРИЗ за счет специализации по различным направлениям деятельности и областям применения;
- Речь не идет и о введении узкоспециализированной сертификации – еще нет сформированных областей специализации;
- Я не говорю о необходимости перехода только к прикладным работам – специализация может быть и по вопросам развития теории;
- Специализация не означает отсутствия обобщений. Обобщающие, концептуальные работы – это та же специализация, концентрирующая внимание на задачах обобщения практического опыта, созданных методик и теорий;
- Речь не идет и о создании изолированных, не связанных между собой разделов ТРИЗ. Наряду со специализацией должны идти процессы сохранения и развития общего для всех направлений терминологического и понятийного аппарата.
Специализация в ТРИЗ – это источник очень большого количества тем для исследовательских работ, способных дать новые идеи Теории Развития. Предлагаемый путь развития ТРИЗ должен дать толчок и развитию методологии исследований в ТРИЗ.
 
Я благодарю Ю.Мурашковского за высказанные замечания и рекомендации к статье.
 
20 ноября 2007 г.
 
  на главную | наверх