русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Некоторые типовые схемы гипотез о взаимодействии

Некоторые типовые схемы гипотез о взаимодействии
 
Мурашковский Ю.С.
 
1. Факты не связаны причинно-следственной связью.  

 

 Пример: Статистические исследования, проведенные в Австралии, показали, что между гороскопами и реальными событиями в жизни людей нет вообще никакой связи.
 
Задача исследователя: Заняться другим делом.
 
 
2. Факты связаны прямой причинно-следственной связью.

 

Пример: В 1773 г. Луиджи Гальвани начал исследовать мышечные сокращения лягушки, происходящие под действием электрического напряжения. Продолжая опыты Гальвани, в конце XVIII в. Вольта приходит к пониманию того, что по мышцам лягушки пробегает электрический флюид.
 
Задача исследователя: Поиск этой связи, выявление ее механизма.
 
 
3. Факты связаны обратной причинно-следственной связью.  

 

Пример: Считалось, что численность жертв хищников определяется численностью самих хищников. Оказалось, однако, что взаимодействия "хищник-жертва" не объясняют периодических колебаний в системе "заяц-рысь". Дело в том, что колебания численности зайцев наблюдались и в тех местах, где полностью отсутствовали рыси. Сейчас большинство экологов считают, что колебания численности зайцев связаны с взаимодействиями в системе "заяц - его пища"; а вот колебания численности рысей действительно определяются колебаниями численности зайцев.
 
Задача исследователя: Поиск обратной связи, выявление ее механизма.
 
 
4. Факт (Б) не существует или трактован в другой супермодели.
 
 
Пример: Исследователь Эфроимсон обнаружил, что подагра является одной из причин повышенных творческих способностей. Однако большинство личностей, приведенных им в качестве примера, нельзя назвать творческими. 
 
Задача исследователя: Поиск иной трактовки факта (Б). Если она найдена, задача становится неотличимой от варианта 1.
 
Примечание: Иногда возникает вопрос – какой из двух рассматриваемых фактов считать фактом А, а какой фактом Б? Применительно к данному примеру, следует ли считать, что подагра (факт А) вызывает некоторые особые свойства у людей, ею болеющих, которые Эфраимсон трактовал, как творческие способности (факт Б)? Или наоборот, неправильно трактованная картотека «творческих личностей (факт А) вызвала вывод о подагре (факт Б), как источнике творческих способностей? Если рассмотреть оба варианта, то очевидно, что первый относится к самим выводам, а второй – к технике получения этих выводов. В зависимости от того, что нас интересует, мы и выберем нужный нам вариант. Но в большинстве случаев результаты обоих вариантов совпадают.
 
 
5. Факт Б вызван фактом В, а не фактом А.
 

Пример: Женевский геолог Теодор Эрисман обнаружил след обвала, происшедшего в Швейцарских Альпах около 20 тысяч  лет назад.  Раскопки в нижних слоях выявили камни, напоминающие вулканическую пемзу. Однако лабораторный анализ доказывает, что к вулканам данная пемза просто не может иметь отношения. Гипотеза Эрисмана: огромные массы камней, сползая с гор, естественным путем разогревают свой нижний слой до 1500 С. При столь высоких температурах и огромных давлениях скальный грунт плавится. При остывании он и образует слой пемзообразного материала. Вулканы  здесь действительно ни при чем. 

 
Задача исследователя: Поиск ресурса, - какой факт может играть роль (В)? Если он найден, задача становится неотличимой от варианта 2.
 
 
6. Факты связаны не между собой, а через третий факт В.
                                                                                                 
               
Пример: Известна и не раз подтверждена корреляция между ущербом при пожаре и числом пожарников, участвующих в тушении. Однако прямой связи между этими цифрами нет. Обе величины связаны с третьим параметром - объемом первоначального возгорания. Чем он больше, тем больше ущерб, и тем больше пожарников нужно для тушения.
 
Задача исследователя: Поиск ресурса, - какой факт может быть этим "третьим"?
 
 
7. Цепная связь: Факты связывают через ненайденный промежуточный факт В.
 

  

Пример: Процесс окисления метана не совсем согласовывался с представлениями об электронных обменах при химических реакциях. Предложена двухэтапная схема, при которой из метана сперва образуется ацетилен, который затем окисляется до углекислого газа и воды. 
 
Задача исследователя: Поиск промежуточных фактов и механизма их действия.
 
 
8. Двойная (множественная) причина.  

  

Пример: В Республике Чад есть озеро, вода в котором чернильного цвета, хотя в него впадают кристально чистые реки. Две из этих рек несут вещества, растворы которых прозрачны, но при взаимодействии дают соединение чернильного цвета. 
 
Задача исследователя: Поиск ресурса - какой факт может играть роль второго фактора Б, каков механизм его взаимодействия с фактором А? 
 
 
 
Эксперимент по применению этих схем был проведен в Петрозаводске во время конференции 2003 года.
 
  на главную | наверх