русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Стратегия перспективной исследовательской деятельности. Мурашковский Ю.С., 2008.

 

Стратегия перспективной исследовательской деятельности
(12 тезисов и прогнозы)
 
Эта статья была написана в 2008 году и распространена на ежегодной конференции в Санкт-Петербурге. Прошло два с половиной года. Некоторые прогностические положения этой статьи начали реализовываться. К сожалению, не в среде ТРИЗ.
 
*     *     *
 
1. Нет смысла повторять о необходимости стратегии для нормального успешного развития. Нет смысла повторять также о том, что у нас этой стратегии нет. Наличие стратегии – это то, чем отличается реальное желание развивать от деклараций о необходимости развития.
 
2. Для разработки стратегии исследований необходимо учитывать то, что И.Лакатос назвал «исследовательской программой». Это наличие больших неисследованных направлений, реальная возможность развития представлений. Если таких больших неисследованных направлений нет, если исследователи видят только мелкие прикладные темки, – это показатель застоя данной науки, показатель близкого конца данного направления.
 
3. При разработке стратегии я исхожу из того, что ТРИЗ в прямом понимании, то есть как методика решения конкретных технических задач, такой «исследовательской программы» не имеет. Об этом говорил в свое время Г.С.Альтшуллер, это очевидно по тематике исследований. Разработка идет на уровне частностей, детализации уже известных понятий - идиоадаптации.
 
4. «Исследовательские программы», то есть, большие неисследованные темы сейчас есть в следующих направлениях:
-       ТРТС – теория развития технических систем;
-       ТРНП – теория развития научных представлений;
-       частные теории развития других нетехнических систем;
-       ОТРС – общая теория развития систем;
-       разаботки в области развития КТМ (качеств талантливого мышления);
-       разработки в области педагогики талантливого мышления.
 
(Я сознательно использую слова «педагогика талантливого мышления», а не привычную уже «ТРИЗ-педагогику». Так называемая «ТРИЗ-педагогика» - это обучение навыкам решения конкретных задач адаптационного (в лучшем случае) уровня. Она тоже находится в тупике частностей и хорошей «исследовательской программы» не имеет.)
 
5. ТРТС сейчас находится на качественном, описательном этапе развития. Ей неизбежно предстоит переход к количественному этапу. Это невозможно сделать «изнутри» – исходя только из самих технических систем. Поэтому нужны серьезные исследования в области общей теории развития систем. Материал для этих исследований дадут частные теории развития нетехнических систем. А направления, в которых есть смысл двигаться, вытекают из теории развития научных представлений. Поэтому исследования в этих областях связаны в единую систему. Успех в них без такой системы невозможен.
 
6. Дальнейшее развитие ТРТС будет идти в направлении перехода к «открытым системам». Сейчас ТС рассматриваются как «закрытые», то есть, без учета воздействия реальных надсистем. Поэтому следующим этапом будет обнаружение закономерностей развития ТС при изменяющемся воздействии надсистем. Эти закономерности отличаются от известных нам «закрытых» ЗРТС.
а) В частности, принципиально изменится представление об «идеальности». Будут выявлены закономерности изменения понятия «идеальность» в процессе развития и смены ТС. Появится представление, которое условно можно назвать «перспективной идеальностью». Перспективно-идеальная система, это система, далекая от идеальности в данный момент, но которая допускает широкое развертывание за счет использования новых ресурсов надсистем. Это позволит разработать теорию смены ТС в отличие от сегодняшней теории развития уже существующих ТС.
 
б) Проявление закона эмерджентности в ТРТС практически не исследовано. Поэтому перспективным направлением развития ТРТС станет исследование иерархии ТС.
 
в) Сегодняшняя ТРТС является равномерно-эволюционной теорией. Неизбежен переход к теории ускоренной эволюции и «эволюции в нишах». Закономерности этих теорий будут существенно отличаться от закономерностей нынешней ТРТС.
 
г) Использование моделей ускоренного и «нишевого» развития ТС станет возможным только при условии перехода нынешних ТРТС и ТРИЗ на «автоматизированный» уровень, при котором решение адаптационных и идиоадаптационных задач полностью ляжет на плечи «автоматики». Это значит, что перспективными на ближайшее будущее являются исследования в области решения задач независимо от «заказчика», как сейчас не зависят от заказчика законы сопромата.
 
7. Теория развития научных представлений уже прошла этап синтеза и входит в этап развертывания. Начинают проявляться законы развития научных представлений, внутренние механизмы этого развития. Идет разработка типовых линий развития, аналогичных стандартам в ТРТС. Дальнейшие исследования будут вестись в области выявления новых и детализации уже известных линий развития, разработки понятия «ресурсы» для систем научных представлений, и, самое главное, в области механизмов смены парадигм.
 
а) Пока теория развития научных представлений неизбежно равномерно-эволюционная. Однако подходы к ускоренной эволюции видны. Это еще одно перспективное направление исследований в этой области.
 
б) Уже сейчас имеющиеся разработки позволяют делать прогнозы развития науки. Частные прогнозы развития некоторых наук уже сделаны. Два из них (о переменности мировых констант и о промежуточных этапах геологической эволюции), по сообщениям СМИ уже реализовались. По ряду признаков близок к реализации прогноз о структуре скоплений и сверхскоплений галактик, что позволит отказаться от умозрительных понятий о «темной материи» и «темной энергии».
 
в) Идет работа над прогнозами в области представлений о структуре и развитии материи. В рамках этого прогноза ожидается смена представлений о структуре субатомных частиц, в частности, «кварков». Ожидается также смена представлений о полях, в частности подтверждение их иерархической структуры, из чего следует невозможность создания Единой теории поля. Эти и другие прогнозы требуют исследований. Таким образом, еще одно перспективное направление - это научная прогностика.
 
8. Сделаны первые шаги в области теории развития художественных систем. Впереди развертывание этого направления. В частности, будет разработана более широкая система стандартов на решение художественных задач, будет сформулировано понятие «художественных эффектов» - первые шаги уже сделаны. Теория развития художественных систем – тоже закрытая модель. Переход к открытой модели приведет к появлению новой теории развития социальных групп. В серьезном масштабе таких моделей известно две – прогрессивно-периодизационная модель развития классов (К. Маркс) и циклически-периодизационная модель развития этносов (Л.Гумилев). Уже сейчас недвусмысленно видны серьезные нестыковки этих моделей с реальными процессами. Поэтому в ближайшее время будет разработана эволюционная и ускоренно-эволюционная модель развития социальных групп, включающая в себя понятия иерархического строение социальных систем и закономерности образования и развития групп любых рангов.
 
Целый рад современных наук находится в глубоком тупике аналогического и классификационного этапов. Это, в частности, медицина, педагогика, психология, экология и др. Следует ожидать создания принципиально новых периодизационных, а затем и эволюционных моделей в этих науках. В частности, будут сформулированы так называемые «минимальные системы» для этих наук, что позволит перейти от эмпирического и частно-теоретического этапа их развития к собственно научному, общетеоретическому. Это еще одно перспективное направление исследований.
 
9. Уже сделанные разработки в частных теориях развития систем и те, которые будут сделаны в ближайшем будущем, позволят сформировать общую теорию развития систем. Она будет включать в себя представления об общей структуре систем и об общих и частных закономерностях их развития и смены. В частности, уже сейчас начинает меняться представление об иерархической структуре систем. Складывается представление о так называемых «ранговых группах» - своеобразных слоях системных рангов, имеющих отличающиеся закономерности развития. Закон эмерджентности будет системно распространен на все ранговые группы. Здесь существенную роль может сыграть исследование иерархии ТС. Это еще одно перспективное направление исследований. 
 
10. Изучение смены научных представлений (в том числе и представлений о ТС) показало, что для этого нужны определенные качества мышления – так называемые КТМ (качества талантливого мышления). Ряд из них уже выявлен. Продолжение выявления этих качеств и сведение их в систему талантливого мышления – ближайшее перспективное направление исследований.
 
ТРТЛ является онтогенетической теорией. Она описывает частное развитие отдельно взятой творческой личности. На сегодняшний день складываются представления о филогенетическом развитии ТЛ. Качества талантливого мышления, необходимые для развития представлений о мире, меняются во времени. В ближайшем будущем ожидаются новые открытия в этой области, создание теории развития мышления. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.
 
В рамках этих первых шагов начато изучение КТМ, необходимых для создания представлений аналогического, классификационного, периодизационного и равномерно-эволюционного этапов развития представлений. Качества мышления, необходимые для создания неравномерно-эволюционных моделей выявить пока не удалось. Поэтому возможны два варианта: либо их удастся выявить, либо мы будем вынуждены переходить к принципиально новым представлениям о мышлении и его развитии. Это одно из самых перспективных и интересных направлений исследований ближайшего будущего.
 
11. Обучение этим качествам мышления требует принципиального изменения всей структуры педагогики. Сейчас начаты работы по созданию частных методик, таких, как управление свободными ассоциациями, управление лингвистическими аспектами мышления, формирование гибких связей между моделями. Уже эти первые шаги показали, что следующими серьезными направлениями развития педагогики талантливого мышления станут отказ от группового обучения и воспитания, переход к синкретическому обучению и воспитанию в изменчивых обучающих средах, переход к опережающей педагогике. Изменится представление о роли внешней среды в развитии ребенка, в частности, о роли одиночества.
 
В ближайшее время появятся разработки частных методик обучения КТМ, таких, как обучение расширяющемуся пространственному и временнóму мышлению, ведению разного рода внешних и внутренних диалогов и ряд других.
 
Абсолютным белым пятном современной педагогики является мотивация к обучению и саморазвитию. Кроме нескольких частных и отрывочных соображений и двух хороших работ о роли «Чуда» в этом направлении нет ничего. Работа идет с актуальной мотивацией, то есть с мотивацией здесь и сейчас. В ближайшее время появится новое, эволюционное представление о закладывании и формировании общей мотивации. Представляется, что это будет связано с пока еще почти не разработанным понятием «социального импритинга». Исследования в этой области являются весьма перспективными.
 
12. Все эти перспективные исследования должны вестись на максимально корректной методической основе. Без этого любое исследование превращается либо в обнаружение поверхностных, практически неработоспособных корреляций, либо в построение умозрительных моделей (столь же неработоспособных). Все это у нас уже есть. Поэтому для настоящего развития нам необходима большая методическая работа.
 
*     *     *
 
Данный прогноз, как и любой другой, является вероятностным. Отличие его от ряда других заключается в том, что он базируется не на актуальных, а на перспективных разработках, то есть, на разработках, имеющих широкую «исследовательскую программу». Первые подтверждения высокой вероятности этого прогноза уже появляются. Нужны серьезные исследования в перечисленных направлениях. Нужно сформировать представление об опережающей ценности перспективных исследований по сравнению с актуальными. Такого представления у нас пока нет. Но без этого представления мы обречены на застой.
 
Ю.Мурашковский.
21.07.2008.
  на главную | наверх