русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Крит, Зевс и лабиринт

 

 

Крит, Зевс и лабиринт.

Крит - самый большой остров в Греции и пятый по величине на Средиземном море после Сицилии, Сардинии, Корсики и Кипра. Географическое местоположение Крита уникально, он расположен почти на равном расстоянии от Африки, Европы и Азии. Крит находится на перекрестке морских путей и представляет собой естественный форпост Европейского материка на входе в Адриатику. Крит действительно райское место. Берега этого острова омывают воды трех морей - Ионического, Ливийского и Критского. Общая длина песчаных пляжей составляет более тысячи километров, купаться можно с конца апреля по середину ноября, ведь солнце здесь светит триста сорок дней в году. Критский климат (зимой температура не опускается ниже 16-18 градусов тепла) считается самым мягким и полезным в Европе. Сегодня на Крите живет около шестисот тысяч человек, и это очень дружелюбный и гостеприимный народ. Дух этой земли, ее народа силен и ныне - в этом легко убедиться, там сразу чувствуешь, почему своим девизом критяне выбрали слова: "Не надеюсь ни на что, не боюсь ничего. Я свободен". Наверное, поэтому жители острова в первую очередь считают себя критянами, а потом уже греками. И что самое важное, они, как наследники самой великой островной цивилизации в-истории, имеют полное право считать именно так.

В древности Крит называли сердцем "ойкумены", и не только потому, что он был центром всей известной тогда людям земли. Согласно древнегреческим мифам, на Крите в пещере горы Дикта, которую можно увидеть и сегодня, был рожден, а потом вскормлен козьим молоком сам Зевс - верховное божество, отец богов и людей. Потом долгое время считалось, что первыми из людей на земле появились критяне (сам Зевс считался прямым родоначальником критской расы), а уже потом все остальное человечество. Не стоит несерьезно относиться даже к таким мифам и воспринимать их только как красивый и подробно разработанный вымысел. Уже неоднекратно доказано, что они имеют под собой реальную историческую почву. Самый яркий пример - раскопанная Шлиманом гомеровская Троя.

То же самое произошло и с Критом. Только в XIX веке благодаря сенсационным археологическим находкам остров понемногу стал открывать тайны своей истории. И выяснилось, что в древности на Крите развилась одна из высочайших цивилизаций человечества -минойская. Эту цивилизацию стали называть минойской по имени царя Миноса, одного из трех сыновей Зевса и Европы, рожденного ею на Крите. Согласно мифу, Минос царствовал на Крите после смерти своего приемного отца Астерия, а его женой была Пасифая, навлекшая на Крит бедствия, породив чудовищного человеко-быка Минотавра. Минос заключил Минотавра в специально построенный для этого архитектором Дедалом Дворец. (В греческих мифах Дворец почти всегда назывался Лабиринтом. Само слово лабиринт происходит от греческого "лабрис" -"двойная секира", излюбленная тема изображений в критском искусстве. Сам Дворец занимал территорию общей площадью около 16 тысяч квадратных метров и представлял из себя настолько сложное нагромождение сотен различных помещений, что казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. С тех пор слово "лабиринт" стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.) И в этот Лабиринт Минотавру раз в несколько лет приносили в жертву семерых самых красивых афинских юношей и девушек. Продолжение известно всем - афинский царевич Тесей убил Минотавра и смог выбраться из Лабиринта с помощью нити Ариадны.

Долгое время этот миф так и оставался мифом. Смешно выглядел явно присутствующий намек на то, что великие Афины так боялись царя с какого-то горного острова, что даже присылали ему такую страшную и унизительную дань. Неубедительными выглядели и описания Лабиринта, хотя многие древние авторы заочно признавали его чудом света, но сами никогда его не видели, указывая только то, что Лабиринт находится на Крите. Поэтому исследователи на протяжении многих веков задавались вопросом, каким же должно было быть это сооружение, если память о нем жива, а никаких конкретных исторических подтверждений его существованию нет.

Благодаря английскому археологу Артуру Эвансу сегодня мы знаем, как выглядел и где находился загадочный Лабиринт. Эванс прибыл на Крит в начале XX века в поисках происхождения найденных где-то в этих местах загадочных иероглифических надписей, которые он увидел в Оксфордском музее. Эванс не рассчитывал задерживаться на Крите дольше, чем на неделю, но во время прогулки по городу Ираклиону его внимание привлек холм Кефал. И тут его осенило, что этот ничем не примечательный коричневый холм может быть занесенным землей старым городом. Эванс и его коллеги сразу же начали предварительные раскопки. И археологические находки холма Кефал оказались настолько впечатляющими, что пребывание Артура Эванса на Крите, уже в качестве руководителя крупной археологической экспедиции, затянулось на тридцать лет, и все это время он копал один холм - холм Кефал, Результатом его усилий стало открытие миру не города, а дворца, но равного по площади целому городу. Благодаря своей интуиции ученого Артур Эванс вошел в историю как человек, открывший легендарный, мифический и уже, казалось, не существующий Кносский лабиринт. А вместе с Лабиринтом он открыл самую великую древнюю культуру и был удостоен чести, которая очень редко выпадает археологу, - стать I ервооткрывэтелем целой цивилизации.

Археологическими раскопками установлено, что дворец был построен в начале среднеминойского периода (1900-1700 годы до н.э) и затем многократно расширялся. Во время расцвета минойской культуры дворец имел два или три этажа, не считая подвальных помещений, в которых находились погреба, мастерские, склады продовольствия, оружия, а также темницы. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого тронных залов и комнат для проведения религиозных церемоний. В женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и множество других помещений. Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из больших и малых глиняных труб, обслуживавшая бассейны, ванные и туалеты. Там было найдено около двух тысяч глиняных табличек с различными записями. Богатое убранство некоторых комнат, громадное количество изделий из драгоценных металлов, высокохудожественные стопные росписи-фрески, вместительные склады - всё это свидетельствует о том, что дворец был местопребыванием царей - богатых правителей Кносса и всего Крита.

Сегодня "Кносский дворец и археологический музей в Ираклионе" (он, кстати, по богатству представленных коллекций второй после афинского) - название самой популярной экскурсии по классическом Криту. Археологический заповедник Кносса находится на расстоянии пяти километров к юго-востоку от Ираклиона, куда по маршруту Ираклион-Кносс ходит второй номер автобуса. Туристам вход разрешен только в Большой Дворец, окружающие его минойские жилища и в дом Верховного Жреца. Особое внимание стоит обратить на красивейшие фрески с романтичными названиями, такими, как "Принц с лилиями", "Парижанки" и многие другие. Нужно только помнить, что почти все фрески, некогда украшавшие стены Кносского Дворца, теперь, для большей сохранности, экспонируются в Археологическом музее Ираклиона, который вы просто обязаны посетить.

Отдохнуть на Крите приятно в любое время, ведь остров - это прекрасный морской курорт, и его современные курортные города Айос Николаос, Ретимна, Иерапетра, острова Спиналонга доставят вам море удовольствия. Особенно романтично попасть на Крит не самолетом, а на одном из многочисленных вечерних паромов, от-правля-ющихся из континентального Пирея. Это будет идеальной прелюдией к собственному открытию родины Зевса.

Юрий Сухоруков
"Отдых и путешествия", №12 июль 2001 г.

 

  на главную | наверх