русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Запчасти для таланта

Запчасти для таланта

 

Происхождение гениальности

 

Архимед открыл закон плавания тел. Ньютон открыл закон всемирного тяготения. Эйнштейн открыл принцип относительности. Все трое были великими учеными.

 

Архимед жил в Древней Греции в 3 веке до нашей эры. Ньютон жил в Англии в 17-18 веках. Эйнштейн жил в Европе и Америке в 19-20 веках.

 

А теперь спросим себя: мог ли Архимед открыть законы движения планет, а Ньютон – соотношение массы и энергии? Почему закон плавания тел из нескольких миллионов людей античности открыл только Архимед, а принцип постоянства скорости света из пяти миллиардов населения Земли в 20 веке открыл только Эйнштейн? Неужели для того, чтобы быть великим ученым в античные времена, в Новое время и сейчас нужны одни и те же качества?

 

Традиционное объяснение – врожденный талант, гений. У Архимеда был талант к физике плавающих тел, вот он и не открыл закон всемирного тяготения. У Ньютона был талант к тяготению, вот ему и не удалось разработать теорию относительности. Перенеси мы сейчас Эйнштейна в античность – ни за что бы ему не открыть закон Архимеда.

 

То есть, сколько направлений в науке – столько разных талантов. Да только ли в науке? А искусство? А техника? А бизнес? Средневековый меняла на рынке не разработал идею франчайзинга только потому, что ему не повезло с какими-то генами?

 

Похоже, мы зашли в тупик. Нужно менять подход. А что, если дело вовсе не в генах? Что, если талант, гениальность – такое же социальное, обусловленное обществом качество, как, например, вежливость? В каждом обществе, в каждое время вежливость своя. И с ней никто не рождается, ее осваивают в процессе воспитания.

 

Если так, то изучать надо не гены великих ученых, не процессы, происходящие у них в голове, а результаты их работы. Как эти результаты менялись исторически? Как они вписывались в тогдашнее общество? Не было ли между ними каких-либо связей, закономерностей? А если есть, нельзя ли эти закономерности использовать для того, чтобы стабильно воспитывать талантливое мышление, а не ждать случайных комбинаций генов?

 

Закономерность первая: вверх и вниз

 

Первобытные люди знали многое о съедобных или опасных животных и растениях своего региона. Географы античности рассматривали уже целый ряд разных регионов, сравнивали их, пытались сделать выводы о влиянии места обитания на живое. В Новое время объектом изучения стал весь животный и растительный мир Земли. А еще позже стали изучать как единый комплекс всю огромную биосферу Земли, включающую не только живое, но и геологические структуры, гидросферу, атмосферу и даже солнечное и космическое излучения.

 

Античные астрономы изучали Землю и светящиеся точки на небесных сферах. Астрономы Нового времени изучали уже всю Солнечную систему. Затем объектом изучения стала наша Галактика. А еще позже оказалось, что Галактика – всего лишь маленькая составная часть скоплений галактик, Метагалактики.


 

Налицо тенденция увеличения степени сложности или, как говорят в ТРИЗ, уровня системности изучаемых объектов. Поначалу изменение уровня системности идет «вверх» - от объектов, соизмеримых с человеком, ко все бóльшим и сложным. Несколько позже появляется и другая тенденция – «вниз». Начинают изучать все более мелкие объекты. Ученые эпохи Возрождения обратились к составным частям живых организмов. В Новое время были открыты клетки, в Новейшее время стали изучать состав клеток, биохимические процессы, строение молекул живого.

 

Точно такие же тенденции мы можем наблюдать и для пространства и времени. От расстояний в километры, которыми оперировали первобытные люди, перешли к расстояниям межконтинентальным, межпланетным, сейчас оперируют уже межгалактическими. А начиная с 18 века размеры изучаемых объектов стали уменьшаться. Молекулы, атомы, элементарные частицы, кварки. Счет пошел на миллионные доли миллиметра.

Древние люди оперировали «естественными» промежутками времени – сезон, день, год. Античность оперировала уже столетиями. Новое время расширило представления до миллионов лет, а сейчас в ход пошли миллиарды. Но с развитием химии, а затем ядерной физики пришлось осознавать промежутки времени в десятые, сотые доли секунды, а сейчас и в миллионные доли.

 

Как видим, Архимеду для того, чтобы открыть закон плавания тел, не нужно было ни широкое системное мышление, ни умение оперировать миллиардами лет и межгалактическими расстояниями. А вот Эйнштейн без этого обойтись уже не мог.

 

Закономерность вторая: от магии к законам эволюции.

 

Как мы вообще что-либо изучаем? В первую очередь, сравнивая новое с чем-то уже известным. Обнаружил, например, Резерфорд, что в атомах есть огромные пустоты. Уже было известно, что атом состоит из ядра и электронов. Вот и сравнил Резерфорд атом с Солнечной системой. Так родилась планетарная модель атома – большое ядро, а вокруг него кружатся маленькие электроны.

 

А теперь вернемся еще раз в древние времена. Вокруг первобытных людей было столько таинственного, неизвестного. Как его понять, научиться использовать? С чем, уже известным, сравнить? Более-менее известным тогда было только одно – сам человек. Вот и объект сравнения. Ударил человек камнем по камню – раздался стук. Гремит гром – что это? Наверное, там, на небе тоже сидит огромный человек и чем-то грохочет.

 

Так родилась древнейшая наука – магия, сравнение всего окружающего с человеком. Позже объектами сравнения стали и другие предметы и явления. Например, задумались древние греки, откуда берутся реки. Из дырявого сосуда вытекает вода. Значит реки тоже вытекают из каких-то огромных сосудов. Так родилась гипотеза о подземных пустотах. Дождь и морской прибой наполняют их водой, а потом из них текут реки.

 

Это был первый тип научных моделей – аналогии по внешнему подобию. Но на этом наука не остановилась. Объектов, изученных при помощи аналогий, становилось все больше. А объем, как сейчас говорят, оперативной памяти весьма ограничен. Поэтому для того, чтобы разобраться в таком объеме информации изобрели новый тип моделей – классификации. Объекты группировали по общим свойствам, это дало возможность легко в них разбираться.


 

Например, количество известных растений стало критическим уже в античные времена, тогда и появилась первая классификация древнегреческого ученого Теофраста. А количество изучаемых химических элементов перешло критическую черту только в 19 веке, поэтому первые классификации в общей химии появились именно тогда.

 

Классификации становились все сложнее, раздувались. Появлялись объекты, которые никак не удавалось классифицировать. Тогда предположили, что некоторые объекты не удается вставить в классификацию потому, что они были раньше или позже, чем те, которые классифицировать удалось. Так появились периодизации, то есть расстановка объектов и явлений во времени. Например, стали находить все больше остатков древних костей, которые не вписывались ни в одну биологическую классификацию. Когда таких находок стало много, Кювье разработал теорию катастроф. Были когда-то одни животные. Потом произошла глобальная катастрофа, все живое погибло, появились новые животные. И так далее. Этой же теорией воспользовались геологи, объясняя, как появились разные горные породы.

Периодизации просто говорят нам: сперва было то, а потом появилось это. А почему? Как из того произошло это? На эти вопросы может ответить только следующий тип моделей – эволюции. Так, в начале 19 века английский геолог Лайель разработал эволюционную геологию. По его теории разные геологические слои образовались не от катастроф, а в результате медленных миллионолетних процессов – осадков на дне морей, ветров, дождей, извержений вулканов и т.д. А немного позже ученик Лайеля Чарльз Дарвин разработал такую же эволюционную теорию живых организмов.

 

У Дарвина эволюция организмов шла равномерно. Позже обнаружилось много фактов, которые не вписывались в такую модель. И сегодня биология рассматривает эволюцию не как равномерный процесс, а как переменный, причем эти изменения происходят по своим закономерностям. Такие модели называют эволюции эволюций.

 

Во всех науках типы моделей сменяли друг друга в одной и той же последовательности. Посмотрим на эту последовательность на примере представлений о Вселенной.

 

         1. Прямые аналогии. Поведение небесных тел аналогично поведению богов, а само возникновение Вселенной является волевым актом творения этих богов.

         2. Классификации. Разделение небесных тел на группы: звезды, планеты, мелкие космические тела (кометы, астероиды), затем более крупные образования – скопления, галактики. Сами группы тоже имеют свое деление, например, звезды классифицируют по температуре, по светимости, по режиму излучения и т.д.

         3. Периодизации. Разделение жизни Вселенной на этапы: Большой Взрыв, период первичного охлаждения, период образования пылевых скоплений, период формирования небесных тел и т.д.

         4. Эволюции. Теория расширяющейся Вселенной.

         5. Эволюции эволюций. Теории неравномерно расширяющейся Вселенной.

 

Последний этап появился в истории науки сравнительно недавно, поэтому малоизучен. Эволюции рассматривают закономерности развития объектов. При этом подразумевается, что сами эти закономерности неизменны. Эволюции эволюций отрицают эту неизменность и изучают именно законы изменения эволюционных закономерностей. Например, по первым теориям развития Вселенной она расширялась равномерно. Затем было обнаружено ускоренное расширение Вселенной. Позже появились теории, в которых Вселенная расширялась пульсациями и даже обратимо.


 

В разных науках описанная последовательность моделей соблюдается не одновременно. Если биология и космогония уже выходят на уровень эволюции эволюций, то геология находится на этапе простых эволюций, антропология на этапе периодизаций, искусствоведение и психология в основном на этапе классификаций (есть только отдельные попытки периодизаций в основном в онтогенезе), а механика преимущественно на этапе аналогий.

Это не значит, что «отставшие» науки не будут развиваться дальше. Казалось бы, что может эволюционировать в химии? Но уже существует теория химической эволюции Вселенной. На самом деле это скорее периодизация, чем эволюция, но шаг в этом направлении сделан. Все чаще появляются публикации о том, что некоторые мировые физические константы все-таки меняются во времени. Это значит, что не за горами эволюционные теории и в ядерной физике, и даже в механике.

 

Что нужно для гениальности

 

Кто же будет создавать эти новые гениальные теории? Кто будет решать сложнейшие проблемы в науке, искусстве, бизнесе? Гении прошлого уже ушли. Остаемся мы с вами и наши дети. Их и нужно готовить к стабильной талантливой работе.

 

Прежде чем учить, надо понять, чему именно учить и в каком порядке. Мы уже знаем, что для создания тех или иных моделей нужны разные качества. Анализ работ выдающихся ученых показал, что качества творческого мышления появились в следующей последовательности, начиная с первобытных времен и до наших дней:

         1. Для создания аналогий:

         1.1. Воображение.

         1.2. Наблюдательность.

         1.3. Образное мышление.

         1.4. Энциклопедическая эрудиция.

 

Такими качествами обладали ученые античности – Сократ, Геродот, Платон, Аристотель, Гиппократ, Архимед и многие другие.

         2. Для создания классификаций:

         2.1. Системность и комбинаторность мышления.

         2.2. Иерархичность мышления.

         2.3. Пространственное воображение.

         2.4. Умение выделять любой из множества возможных параметров.

         2.5. Умение оперировать одновременно несколькими параметрами.

         2.6. Умение переходить от однофакторных систем к многофакторным.

 

Такие качества проявляли в своей работе Линней, Жюсье, Менделеев, Ломоносов, Лавуазье и другие ученые Нового времени.

         3. Для создания периодизаций:

         3.1. Умение видеть время в модели.

         3.2. Умение переходить от рассмотрения развития в онтогенезе к рассмотрению развития в филогенезе.

         3.3. Умение выходить за пределы расстояний и времени, соизмеримых с «человеческим».

 

Эти качества четко видны в работах Ламарка, Кювье, Моргана, Энгельса, Кроче и других.

         4. Для создания эволюций:


         4.1. Энциклопедическая эрудиция.

         4.2. Умение видеть время в модели, причинно-следственное мышление.

         4.3. Умение переходить от рассмотрения развития в онтогенезе к рассмотрению развития в филогенезе.

         4.4. Умение переходить от однофакторных систем к многофакторным.

         4.5. Умение выходить за пределы рангов, расстояний и времени, соизмеримых с «человеческим».

 

Такие качества мышления мы увидим в работах Дарвина, Маркса, Лайеля, Вернадского, Альтшуллера и ряда других ученых Новейшего времени и современности.

 

А теперь обратим внимание на характер всех перечисленных качеств. Ни одно из них не является «врожденным», недоступным «простым смертным». Для воспитания и развития большинства из них уже сейчас существуют всевозможные упражнения и методики. Нужно не изобретать велосипед, а только добавить к нему некоторые новые запчасти и собрать в систему образования, которая позволит обучать талантливому мышлению с раннего детства.

 

Известен закон, согласно которому онтогенез, то есть развитие одного объекта, в общих чертах повторяет филогенез, то есть развитие всего вида таких объектов. Например, в развитии зародыша повторяется развитие всего животного мира. Мы можем предположить, что развитие мышления ребенка точно так же повторяет развитие мышления всего человечества. А это значит, что обучать качествам талантливого мышления нужно примерно в том же порядке, в котором эти качества появлялись в истории науки.

 

Вот и основа для новой системы образования. Системы, которая будет обучать не повторению правил и законов, открытых кем-то другим, а умению самостоятельно открывать эти и, – главное, – новые законы, умению стабильно решать новые, нестандартные проблемы.

 

И это не мечты. Разработка такой системы образования уже начата. Важно только не останавливаться.

 

Ю. Мурашковский.

21.11. 2005 г.

  на главную | наверх